События: ,

Песни сверили, значит, летом увидимся. В Мастрюках, разумеется

4 марта 2016

Общая

В Самарской государственной филармонии прошел Зимний Грушинский фестиваль. Интересная и насыщенная программа сделала его, пожалуй, одним из самых ярких событий почившей зимы. Обновленный, но, как всегда, родной и любимый Грушинский встретил своих преданных гостей и участников, представил молодых исполнителей авторской песни и устроил настоящий праздник для детей.

«Сверим наши песни» – так традиционно называется гала-концерт, и эти же слова – «народный» девиз всего зимнего фестиваля, сбора любителей авторской песни где-то в середине пути к летнему Грушинскому. Своеобразный «меридиан»: встретиться, удостовериться, что все свои рядом, по-прежнему поют любимые песни, собираются летом на Мастрюки, значит – увидимся…

«Не знаю, за что мне такое счастье – стоять на этой сцене, видеть дорогие лица, слушать любимые песни», – Борис Кейльман, президент Клуба авторской песни имени Валерия Грушина, бессменный организатор всех Грушинских фестивалей, каждый раз, выходя на сцену, не мог сдержать эмоции. Наверное, его волнение и некоторую счастливую опустошенность человека, только что завершившего важное и трудное дело, легко понять.

В Самарской филармонии, одной из лучших концертных площадок города, вновь встретились те, для кого и авторская песня, и сам фестиваль, и имя Валерия Грушина – не просто символы их юности, но и часть жизни нынешней, часть очень и очень важная.

И здесь звучат слова поддержки и одобрения и теплые пожелания друзей фестиваля, приветствие от губернатора зачитывает министр культуры Самарской области Сергей Филиппов, а глава администрации Самары Олег Фурсов вручает Борису Рафаиловичу почетную грамоту и нагрудный знак отличия. И это важно не только для Кейльмана, но и для всех, кто был здесь, в зале филармонии, в этот день, потому что без Грушинского фестиваля уже почти полвека немыслима Самара.

В приветственном обращении губернатор Самарской области Николай Меркушкин пожелал участникам и гостям успехов, обратил особое внимание на то, что каждый год у фестиваля появляются новые друзья, которые остаются навсегда, заверил в поддержке и помощи со стороны правительства Самарской области.

Кстати, именно благодаря этой поддержке Зимний Грушинский проходил в великолепном зале филармонии, где авторская песня звучала чуть иначе, чем у походного костра: здесь слова о дружбе, любви и вечности будто обретали более серьезный, взвешенный, окончательный смысл.

Сергей Филиппов подчеркнул, что летний Грушинский фестиваль состоится на Мастрюковских озерах, на своем старом, обжитом месте, и что возвращение фестиваля туда стало возможным также при поддержке губернатора.

…И хотя концерты заканчивались довольно поздно, в начале одиннадцатого, зрители оставались до конца. Потому что до Грушинского на Мастрюках еще далеко, и потому что ведь уходить от тепла, из тепла человеку всегда не хочется, даже в снег «по Городницкому» – медленный, хлопьями, в вальсе…

«Слава авторской песне!», или Поем с оркестром

Действительно, авторы-исполнители Грушинского фестиваля вышли на сцену в сопровождении джаз-оркестра «Мираж» (Новокуйбышевск). И пели совсем не бардовские песни, а песни военных лет и из фильмов 60-х годов, арии из оперетт и гимн космонавтов. Те песни, на которых, по замыслу координатора творческой программы Анатолия Макарова, выросло поколение Валерия Грушина, поколение «шестидесятников», творцов авторской песни: «Наш Грушинский фестиваль – это праздник общения, дружбы, любви. Мы постарались понять, как формировались такие люди, какие песни они слушали…»

Александр Городницкий, Галина Хомчик, «Грушинское трио», Анатолий Киреев, Леонид Сергеев, с которым запел даже Борис Кейльман, исполнили песни, на которых выросло не только поколение «шестидесятников». Колыбельную из «Умки» (Лариса Брохман) поют детям и нынешние мамы, «Темная ночь» (Александр Щербина и Лев Кузнецов) часто звучит не только в классическом исполнении, но и в обработке современных композиторов, утесовские «Ленинградские мосты» Роман Ланкин сам «зарифмовал» с лирической Michelle, а песню «Я люблю тебя, жизнь» (Алексей Зыков) зал буквально скандировал. Все песни очень разные, их невозможно объединить в одно направление, но из этой жизнеутверждающей лирикo-патриотической многоголосицы и родилась авторская песня – полная творческая свобода в кругу друзей.

По мнению Александра Городницкого, Россия – песенная страна, в основе ее культуры – песня. Поэтому, наверное, и Грушинский фестиваль вот уже полвека остается важным событием в нашей жизни. Для кого-то и главным…

IMG_9145

«Знай наших!»

Так называется «бард-проект», который стартовал в Самаре в 2014 году. Концерты молодых исполнителей авторской песни привлекают зрителей новыми песнями любимого жанра, свежей трактовкой уже известных песен, а главное – надеждой на непременно счастливое будущее авторской песни в Самаре.

Бессменным ведущим концертов «Знай наших» в рамках Зимнего Грушинского фестиваля является всеми любимый, веселый и талантливый Леонид Сергеев. Автор знаменитой «Маленькой баллады о большом человеке», которой с 1970 года открывается каждый Грушинский фестиваль, Борис Есипов так объяснил главную идею проекта: познакомить самарцев с новым поколением авторов, а самим авторам дать возможность выйти к своему зрителю. Тем более что богатая история самарской авторской песни позволяет утверждать, что впереди ее ждут новые яркие открытия и интересные песни: «Когда-то среди авторов гордо звучали имена наших земляков – Станислава Маркевича, Александра Краснопольского, Игоря Гольдина. Мы до сих пор поем их песни, а «С нами ничего не случится» Сергея Анцинова стала гимном осеннего фестиваля на Мастрюках, который проводится в его честь. Сегодня мы открываем новые имена, а значит, у самарской авторской песни – великое будущее».

Среди участников концерта «Знай наших!» были и известные самарские исполнители Борис Есипов, Юрий Панюшкин, Александр Баранов, Марина Воинова, Ирина Садовская, Александр Вольдман, Юрий Карпов, и молодые авторы Евгений Мезенцев, Ольга Малышева, Юлия Багаева и Ольга Антонова. Каждого исполнителя Сергеев представлял очень милыми и меткими двустишиями, например: «Бесследно проходит инфаркт миокарда, Когда выступают «Самарские барды».

Бурно поддерживали зрители Алексея Аполинарова, который исполнил песню «Дублин», которую вернее было бы назвать песня-танец. «В преддверии весны» братьев Олега и Андрея Будариных (Тольятти) ведущий определил как «бард-джаз».

В заключение все – и сцена, и зал – спели «С нами ничего не случится», с надеждой, что случаться будет только хорошее.

Егоров

Вадим Егоров: «…те 60-е, где юность наша замерла, как мошка в янтаре»

Один из самых известных бардов, автор «народной» песни «Облака» («Над землей бушуют травы…»), рассказал, что сегодня любит писать стихи и песни о старом: про эпоху 60-х и высокое безумие, которым болело его поколение, про «Запах банного мыла» и немое кино. Любит вспоминать песни, которые помогли ему самому «нырнуть» в жанр авторской песни, и бесконечно благодарен Александру Городницкому, который снял фильм «Портреты на стене» об авторах этих песен: «Эти имена тогда вспыхнули для нас, и сегодня они – непререкаемый авторитет».

С 1977 года Вадим Егоров приезжает на Грушинский фестиваль. В его репертуаре есть песня «Посвящение Самаре»:

Самара-городок! Как все, да не таковский.

Но где ж еще такой отыщется второй,

Где б небо подпирал железный «Паниковский»,

Железного «гуся» неся над головой.

Есть краше города. Но все-таки, хоть тресни,

Такого больше нет среди семи морей,

Где б над живой горой, качаясь в ритме песни,

Порхали светлячки поющих фонарей.

Исполняется, по признанию автора, один-два раза в год и только на Грушинском фестивале. На нынешнем Зимнем Грушинском фонарики тоже качались в ритме песни – только это были экраны сотовых телефонов, куда ж без них…

«Мы не представляем своей жизни без вас!»

И правда, зрители приходят (а летом и приезжают) послушать любимые песни, посмотреть друг на друга, получить заряд энергии еще на один год, до следующего Грушинского. А исполнители выходят на сцену, чтобы увидеть лица своих друзей (можно ведь и так сказать о зрителях-слушателях авторской песни), показать им что-то новое, вспомнить старое. Вместе спеть, вместе помолчать…

Ведущие концерта «Сверим наши песни» Галина Хомчик и Борис Кейльман действительно были счастливы, выходя на сцену Самарской филармонии в заключительный день фестиваля. Уже было понятно, что фестиваль состоялся – как культурное явление, и удался – как большой сбор друзей. И гала-концерт стал блистательным завершением Зимнего Грушинского.

Леонид Сергеев обратился к залу: «Привет, родня!», пояснив, что «и в зале, и на сцене собралась одна родня», и исполнил две песни. Известную («Когда я стану стариком») и новую, абсолютно невероятную («Глаза»).

Роман Ланкин обратился к классике: «Одинокий гитарист» Ю. Визбора и «Я пишу исторический роман» Б. Окуджавы, которые в зале филармонии звучали по-настоящему классично.

Илья Оленев (Ростов) исполнил песню «Я, наверное, скоро уеду в Воронеж». Почему-то в памяти всплыли стихи Мандельштама, тем более что исполнение больше напоминало не песню, а напев, так читал стихи Бродский.

На сцену филармонии в этот вечер вышли все участники Зимнего Грушинского. Основатели и классики жанра авторской песни, известные исполнители и начинающие авторы – все, кто делает Грушинский фестиваль, его историю и современность.

«Грушинский фестиваль – это последняя надежда на сохранение традиций», – сказала в заключение Галина Хомчик. И, что особенно обнадеживает, слова эти прозвучали без печали.

Городницкий

Александр Городницкий: «Родство по слову – создает народ»

Автор легендарных «Атлантов», ученый-океанограф с мировым именем… Ни один концерт Зимнего Грушинского года 2016-го не мог пройти без участия АЛЕКСАНДРА ГОРОДНИЦКОГО. Его песни исполняли совсем юные артисты, современное переживание сюжетов песен Городницкого украсило бард-проект «Знай наших!», творческая встреча с Александром Моисеевичем собрала не только любителей авторской песни, но и тех, кто интересуется современной наукой.

Хотя последнее как раз и неудивительно: достаточно вспомнить, что феномен авторской песни зародился в среде молодых ученых и студентов. Да и основателями Грушинского движения были студенты авиационного и политехнического.

Главными городами в своей жизни Александр Моисеевич называет Петербург, где он живет всю жизнь и который слышится в каждой его песне, и Самару, куда он последние сорок лет приезжает на Грушинский фестиваль. Песни он пишет давно, стихи – тоже, но в последние несколько лет обратился к документальному кино. Именно в кино Городницкий обращается к двум самым важным для него темам – памяти человеческой и загадкам планеты. Теме исторической и человеческой памяти посвящена и одна из последних книг «Давайте верить», куда вошли автобиографические стихи и песни – «от блокады до Украины», как обозначил сам автор. Он исполнил некоторые из них в сопровождении Александра Исаева, участника «Грушинского трио».

Фильм «Легенды и мифы Александра Городницкого» представляет научный анализ древних и современных мифов, интересных не только узким специалистам. Тем более что взгляды автора – например, на Атлантиду или Всемирный потоп – порой кажутся невероятными, но такими обаятельными.

Однако главный проект для Александра Моисеевича сегодня – это документальный фильм «Портреты на стене». Он посвящен людям, чьи имена незаслуженно забыты или малоизвестны, но без которых невозможно представить себе и современную литературу, и авторскую песню, и даже кино. Это поэты Михаил Светлов и Борис Слуцкий, барды Михаил Анчаров, Юрий Визбор, Виктор Берковский. Их стихи и песни знают, помнят, но Городницкий считает необходимым рассказать об их судьбах, сохранить свои воспоминания и передать их потомкам.

Мудрые и афористичные, стихи и песни Александра Городницкого учат любить жизнь и прощать людей, помнить о главном и обращать внимание на важные мелочи. И поэтому его слушают давно, всегда…

Виктория ТРИФОНОВА

Кандидат исторических наук, доцент Самарского института РЭУ, член Союза журналистов России.

Фото Антона СЕНЬКО

Опубликована в издании «Культура. Свежая газета», № 4 (92) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий