События: ,

Хрупкая выставка

11 марта 2016

Ex7m6Q_CfKY

Хорошо, что выставка «ЦЕНА ДЕЛЕНИЯ» открылась в Музее Модерна, а не в музее Алабина: она представляет не столько естественно-научный, сколько эстетический интерес. И сколько бы информационных плакатов про силу тока и давление кураторы не навешали на стены, никто их и читать не будет: трудно оторваться от хрупкой красоты механики начала прошлого века.

Существует целая субкультура «стимпанк», культивирующая механику и технологии XIX и начала XX веков. Стиль в моде, в искусстве, в дизайне, в музыке и в компьютерных играх – целый мир фантастики, где викторианская эпоха переплетается с инженерными идеями. На выставке «Цена деления» есть несколько объектов, идеально вписывающихся в эту эстетику.

«Теодолит – геодезический прибор, используемый для измерения горизонтальных и вертикальных углов на местности». Этот скучный по описанию предмет напоминает мини-телескоп сказочного звездочета, каким его рисуют во всех детских книжках. Множество сложных деталей в открытом механизме делают предмет загадочным и странным. Его невозможно представить в руках простого строителя, но легко увидеть за ним фантастического персонажа Доктора Кто.

ISvGU2m7Oa8

Микроскоп начала XX века фирмы Ernst Leitz не для ученого в белом халате, только для кого-то наподобие Шерлока Холмса. Каждый посетитель выставки может посмотреть в окуляр микроскопа и увидеть «крылья бабочки» – микропрепарат с чешуйками крыла бабочки. Символ эпохи модерна бабочка – вдохновение и для механики. Симметричный хрупкий организм со сложным рисунком, с удивительной функцией – возможностью полета. «Нет науки без воображения и нет искусства без фактов», – говорил писатель Владимир Набоков, по совместительству и один из самых серьезных коллекционеров бабочек. Наверное, у него тоже был такой микроскоп.

Измерительные приборы, которые составляют большую часть выставки, порой настолько необычны по форме и упакованы в столь внушительные ящики, что легко ассоциируются с хирургическими инструментами или орудиями пыток.

Особый антураж всему добавляет то, что выставка проходит в подвале особняка Александры Курлиной, без окон, в разных комнатах через узкие коридоры. Но от подобных мыслей не остается ничего, когда видишь объект «Железная дорога «Пионерская», и когда куратор разрешает нажать волшебную кнопку, приводящую в движение целый поезд.

Через несколько переездов, мимо выскакивающих дежурных и зажигающихся фонарей мчит зеленая мечта всех мальчишек середины прошлого столетия. Такую игрушку могли позволить себе в основном только государственные организации детского творчества – дома, клубы, кружки юных техников. Она стоила космические деньги – 360 рублей (до 1961 года). А по мнению поклонников моделей паровозов, «эта дорога впервые стала чем-то бoльшим, чем просто игрушка». Именно с нее началось промышленное производство моделей железных дорог в нашей стране.

Выставка «Цена деления» получилась весьма странной. Позиционировалась как место, куда хорошо прийти с детьми, и значилась с модной приставкой «интерактивная». Хотя сердце сжимается от мысли, что к этим хрупким и точным приборам будут подпускать.

Lc1zBQOFjO4

Правда, и большинство экспонатов были за стеклянными колпаками. Есть две кнопочки, которые можно нажать, и один микроскоп, в который можно посмотреть. Интерактивно, но не очень. Скучные плакаты про «давление» и «вес», наверное, скопированные из учебников по физике, тоже не добавляли радости. Посетителей было немного – человек 60, а не 200-300 как обычно. По отзывам посетителей, многие гости были сконфужены и разочарованы. Но нет.

Выставка волшебная, механика начала XX века сегодня категория скорее эстетическая, и на все эти приборы нужно просто смотреть, чем играться.

Ксения Гаранина

Опубликована в издании «Культура. Свежая газета», № 4 (92) за 2016 год

 

pNa

Оставьте комментарий