События: ,

Многоцветье ностальгии

11 марта 2016

3308

В конце зимы на сцену Самарской филармонии вышел молодой, но уже хорошо известный любителям музыки вокальный квартет «КВАТРО».

Концерт собрал аншлаг: три года назад квартет с большим успехом уже выступал в Самаре, кроме того, он нередко появляется и на телеэкранах, и в радиоэфире. Репертуар «Кватро» очень широк и разнообразен по жанрам, в арсенале ансамбля большое количество самых разных программ, включающих версии сочинений великих классиков – Чайковского, Рахманинова, Бородина, ремейки мировых хитов эстрадно-популярной музыки и образцы замечательных народных песен. Одна из таких программ под названием «Лучшее» и была представлена ансамблем в Самаре. В ней звучали известные русские романсы, бессмертные песни 50–70-х годов и мировые ретро-шлягеры.

В зале было много зрителей, хорошо помнящих молодых Магомаева, Челентано, и даже тех, кто в семейных праздничных застольях дружно затягивал «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?». Причем все они были едины в оценке того, что происходило на сцене, и с ностальгическим блеском в глазах вслушивались в мелодии своей молодости. Хотя музыку в мастерском исполнении вокалистов с нескрываемым интересом слушали и те, чьи кумиры – Борис Гребенщиков, Мадонна, Ricci E Poveri или Ирина Аллегрова.

Ансамбль с бесхитростным названием «Кватро» появился на сцене в 2003-м, собрав четверых выпускников Академии хорового искусства имени Свешникова. Два тенора – Антон Сергеев и Антон Ботлевский, баритон Леонид Овруцкий и бас Денис Вертунов удивительно сошлись в своей любви к музыкальным шедеврам разных лет прошлого и в непреодолимом желании вернуть их великолепное звучание сегодняшним слушателям. Всех их отличает природный талант и высокий вкус. Какое-то время все они пели в хоре Сретенского монастыря, с которым немало поездили по миру.

В 2008-м «Кватро» стал призером конкурса «Пять звезд. Интервидение» в Сочи, а на следующий год вошел в тройку лидеров в национальном отборе тура «Евровидение». Далее появились известность и спрос. Ансамбль много гастролировал и выходил на все крупнейшие российские концертные площадки. Были и выступления на престижных мировых сценах, включая Royal Albert Hall в Лондоне и Lincoln Center в Нью-Йорке. А в России – Кремлевский Дворец, концертный зал «Россия», Зал имени Чайковского, Международный дом музыки и даже Храм Христа Спасителя. Вокалисты выходили на сцену вместе с Пласидо Доминго, Дмитрием Хворостовским, камерным оркестром «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова, многими симфоническими оркестрами. Обилие и многообразие партнеров объясняется, прежде всего, многожанровостью концертных программ квартета.

На концерте в Самаре «Кватро» вынужден петь под «минусовки», и, наверное, это был не лучший вариант для солидного коллектива. Несколько раз за рояль садился лидер группы Леонид Овруцкий, что выглядело намного естественнее. Пару композиций вокалисты исполнили a cappella, и, наверное, не только автор этих заметок пожалел, что этот прекрасный прием в практике «Кватро» используется не так часто. А прозвучавшая в конце программы версия «Тонкой рябины» была очень красивой, пронизанной какими-то светлыми и добрыми интонациями. Аранжировки всех исполняемых композиций рождены внутри квартета и выглядят вполне профессионально, правда, в них неоправданно игнорировался прием эпизодических сольных фрагментов баса, очень эффектно используемый в других близких по составу и музыкальному формату вокальных ансамблях.

Можно было бы вспомнить и другие незначительные изъяны в прозвучавшей программе, но не хочется: в целом вокалисты создали на сцене яркий и многокрасочный образ замечательной музыки недавнего прошлого. Ансамбль запомнился интеллигентным звучанием, чистейшей интонацией, идеальным ансамблевым строем и мягкой завораживающей исполнительской манерой. Прозвучавшие мелодии излучали душевное тепло, и программа стала ярким признаком возрождения подлинного музыкального вокала на фоне бесперебойного конвейера бездарности, безвкусицы и откровенного примитива. Хотелось бы отметить и замечательный артистизм вокалистов, их умение передать на сцене характер исполняемой музыкальной композиции.

Зрители в филармонии восторженно приняли букет итальянских шлягеров времен ранних фестивалей Сан-Ремо, включая знаменитую Volare. Затем зал млел под звуки «Двух гитар» и «Только раз бывает». Вместе с квартетом слушатели побывали весной на Заречной улице, после чего выясняли, что так сердце растревожено и где же этот призрачный миг между прошлым и будущим.

Квартет удивительно точно воспроизвел уникальное грузинское многоголосие в «Тбилисо» и азербайджанские интонации в «Любимых глазах» Рашида Бейбутова, а завершился концерт ритмами мамбо и головокружительным вихрем некогда популярных латиноамериканских хитов. По мнению самих артистов, они работают в стиле эстрадно-оперного вокала. Трудно сказать, возможен ли вообще такой жанр в музыке, но итогом концерта в филармонии стало замечательное праздничное настроение зрителей, окунувшихся в ностальгический мир прекрасных музыкальных историй прошлого.

Игорь Вощинин 

Член Гильдии джазовых критиков России.

Фото: сайт Самарской Филармонии.
Опубликована в издании «Культура. Свежая газета», № 4 (92) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий