События: , ,

Самарские амазонки и краски Солнцеворота

26 марта 2016

12-1_Самарские амазонки

Вот уже в третий раз содружество самарских художников, которое я в свое время назвала «самарские амазонки», участвует в специальном творческом проекте под названием «ВЕСЕННЕЕ РАВНОДЕНСТВИЕ».

Эту группу мастеров объединяют созидательное начало, умение сплотиться для дела. В качестве экспонентов они участвуют в выставках Самарского отделения Союза художников России и достаточно часто презентуют персональные выставки, но осуществление коллективного концептуального проекта оказалось возможным в содружестве с галереей «Новое пространство».

Праздник открытия помогли усилить школа изобразительного творчества и дизайна «Радуга» самарского центра внешкольной работы «Парус» с коллекцией «Русская линия» и культурный центр «Светлица». Праздник удался. Гостям дарили веточки вербы, водили хороводы, ручейком вступали в символические врата и смотрели документальный фильм, построенный на интервью с авторами выставки.

Специалисты регионального отделения Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии предложили на время работы выставки интереснейшую программу с беседами и семинарами.

И был еще один небольшой весенний сюрприз. Вместо традиционного каталога выставки был издан комплект открыток. Получилось оригинально.

***

Как появилась идея «Весеннего равноденствия»?

В Самару привезли выставочный проект «Ее глазами» (творчество женщин-художников). Приехали мастера живописи из Пензы, Казани, Крыма, Москвы. В ходе выставки живописцы провели живописный пленэр на самарских улицах, провели ряд мастер-классов. Многие мои знакомые с удивлением рассказывали, что на улицах и перекрестках города в марте с этюдниками обнаружились не студенты, а дамы «взрослого возраста». И как же было здорово стоять за спиной живописца и видеть знакомую Самару, незнакомо запечатленную на холсте!

Вдохновленные успехом авторы придумали последующую выставку «Карнавалу быть», посвященную венецианскому карнавалу. Это был счастливый замысел. Специально для выставки создали работы. Общие знаковые представления о Венеции способствовали созданию интересных художественных образов сиятельной жемчужины Адриатики.

Размышляя о специфике карнавальной культуры, решились на проект, посвященный Масленице, – «Весеннее равноденствие».

***

В нем участвуют 15 художников из Самары, гости из Казани, Москвы и Пензы. Около девяноста наименований произведений искусства. Представлены различные виды искусства: живопись, графика, керамика и батик, расписные эмали, гобелен, текстильная народная кукла и народная роспись по дереву.

В свое время мне не довелось попасть на персональную выставку Дины Ковалевой. Она занимается ручным ткачеством. Многие мастера декоративно-прикладного искусства тяготеют к лапидарности, стремясь создать обобщенный художественный образ. Но у Ковалевой каждая работа отличается некоей повествовательностью. Она стремится к светотени, объему, конструируя перспективные слои, своеобразные кулисы, используя рельефные элементы.

Так, в гобелене с изображением веток рябины и боярышника она в качестве плодов вплела бусины, шарики подходящего размера, приближаясь к натуральности изображения. Точно так же для объемного воплощения в «Песне жаворонка» Дина использует бусинки для глаз и для клюва птички.

«За мгновение до пробуждения весеннего равноденствия» – композиция на тему трогательного материнства также состоит из нескольких пространственных слоев. Полуобнаженная фигура матери с ребенком на руках деликатна в цветовом решении и точно выверена в композиционном плане. Природа такой настойчивости и тяготение к объемности – в восточном ткачестве: китайские и японские мастера создавали кувшины, которые были неотличимы от настоящей керамики.

Вообще наши «самарские амазонки» удивили своей отвагой. Полина Горецкая написала огромное полотно с изображением обнаженной женской фигуры в интерьере. Дама сидит на фоне большого окна, в которое видна белая лошадь, пасущаяся на зеленом лугу. Помимо этой картины, Полина представила несколько работ на тему Масленицы. Как это замечательно – мастера показали не этюды, не эскизы, а картины!

Елена Макеева представилась тематическим полотном «Масленичные гулянья». Композиция дана по диагонали, посередине горящее в жарких языках пламени колесо, а на первом плане роскошный натюрморт с возвышающимися горками блинов.

А какую овальную композицию в технике горячей эмали представила на выставку Дина Богусонова! С кусочками стекла/льда по краям. Ее стилизованные фигурки – словно некие стихиалии, олицетворяющие животворные силы новой весны. Сложно рассказать, надо увидеть.

Работа под названием «Солнце пришло» Галины Петровой действительно запоминается. Цветочной темой сегодня никого не удивить. Но букеты цветов запечатлевают, как правило, срезанные, поставленные в вазу, в кувшин, либо изображают отдельно укрупненные чашечки цветков. А у Петровой на листе бумаге увиден небольшой клочок земли. Сиреневые крокусы из корней тянут свои побеги к солнцу. Их полупрозрачные стебли противостоят кусочкам льда, снега, холодному ветру, упрямо раскрывают мохнатые колокольчики и жадно ловят теплые лучики солнца. Передано шевеление воздуха вокруг цветочной делянки. Вот этот рост витальных сил, прорастание жизни на куске земли, тонко прочувствованные художником, заставляют остановиться, замереть и запомнить эту акварель.

Зрелищный натюрморт «Масленица» Анны Сливковой с изобильной снедью, непременно с самоваром, с русским вышитым полотенцем, невероятно насыщен. Он наполнен множеством разнообразных предметов из стекла и фарфора на фоне ковра и отличается свежестью письма.

Анна удивила и триптихом. Вообще с триптихом трудно работать, но наши «амазонки» ничего не боятся. Художник представила три вида из окна мастерской, с высоты четырнадцатого этажа. Первый план – длинный подоконник, поделенный на три части. На нем стоят памятные вещи, кувшин с букетом сухоцвета, обрядовая тряпочная куколка, банки с кистями, фаянсовая лошадка, палитра с кистями.

Основной герой этого триптиха – Весенний Небосвод и его оттенки. На одном холсте он написан пронзительно синим, на следующем – чисто голубым, а на третьем – серебристо-серым, сырым и влажным. Очень сложная задача, как инь и ян – противопоставление и взаимодействие предметов, связанных с бытием человека, и чистого мира стихии, Природы. Она справилась!

***

Замысел выставки отличается вдумчивым подходом. Была опасность впасть в неистовый масленичный загул, в стихию народного языческого карнавала с использованием языка смеховой культуры, что уместнее для народного искусства и для наивной лубочной живописи. Но участникам удалось уйти от идеи воплощения бесшабашного празднования.

«Концепция проекта «Весеннее равноденствие» – переход. Переход от одного состояния к другому как принцип существования. В день весеннего равноденствия мы переходим из одного периода жизни в другой, из одного времени года в другое, на биологическом уровне – от спящей зимы к расцветающей, пробуждающей весне. Вопреки всему и всегда происходит смена дня и ночи, жизни и смерти».

Все же весна обновленного года невозможна без праздничного настроения. И потому легки санки с детьми в работах Евгении Тарасовой и чисты образы играющих детей в картинах Натальи Шепелевой.

Глядя на картины Юлии Кузнецовой, невольно вспомнила наследие известного русского художника Ф. Сычкова. Тема – игры детей зимой – и наличие позитивного начала в том, как радуются дети, катаясь на санках, тоже сближают этих мастеров.

Таинственны и одновременно радостны по настроению серебристые игры в снежки и красное приглашение к чаепитию Натальи Сюзевой. Тихие зимние пейзажи Надежды Севериной словно очнулись от сна и осветились теплыми лучами солнца.

Вот уж кто умеет превратить идею в символ весны, так это Ирина Елизарова. Это видно в стилизованных керамических фигурках «хоровода» и в изображении распускающегося под солнцем цветка.

Тему весеннего равноденствия в ярко выраженном понимании древних славянских символов хорошо решила Алиса Самаринкина. Композиция в технике керамики «Плодородие» и в особенности «Славянский календарь» в технике батика выявили умение автора прочувствовать народную архаическую символику устройства мира.

Пейзажи Анны Есиповой и Елены Ермолиной незатейливы по сюжету, мотивы тихого бытия маленького человека в большом городе наполнены радостным ожиданием света, тепла.

В целом выставку отличают блики солнечного света, звуки и мечты, ароматы и цветы. Согласно Константину Бальмонту: «Все слились в согласный хор, все сплелись в один узор».

Валентина Чернова

Член Международной ассоциации искусствоведов, член Союза художников России.

Фото Полины Бедных

Опубликована в издании «Культура. Свежая газета», № 5 (93) за 2016 год

 

pNa

Оставьте комментарий