События: ,

Наши любимые песни

30 мая 2016

 

image

Под таким названием в Самарской филармонии прошел заключительный концерт абонемента «СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ ПРЕДСТАВЛЯЕТ». Концерт был посвящен представителям почтенного композиторского цеха песенников, чей вклад в отечественную музыкальную культуру невозможно переоценить.

Своим творчеством во время войны и в послевоенные годы они создали целый пласт российской музыки, в которой отражена непростая судьба нескольких поколений наших соотечественников. Трагедийные темы войны и «производственные» сюжеты, незамысловатые истории обыденной жизни и детские фантазии переплавлены ими в светлую лирику песни.
Песни, исполненные самарскими артистами, явили собой самые разные лики музыкального лирического высказывания. Их авторы – Марк Фрадкин, Ян Френкель, Леонид Афанасьев, Оскар Фельцман – создавали свои песенные шедевры в тяжелейшие годы Великой Отечественной, голодные и холодные послевоенные годы, в пору надежд и молодости «оттепели», в эпоху социалистического строительства. И везде темой песен становился человек, его личные чувства и переживания. Это тема личной беды и боли, тема личного подвига и судьбы, тема любви (куда же в песне без нее). Здесь и жизненные коллизии влюбленного человека, и юная игра, и бьющая через край энергия молодости.
Наряду с тонким мелодизмом, именно своими темами, близкими каждому человеку, песни советской поры близки широкой публике. В том числе и самарской публике, которая наполнила в этот майский вечер концертный зал Самарской филармонии. Большая часть – это люди «серебряного», а то и «золотого» возраста, прожившие с этими песнями всю жизнь. В молодости они по нескольку раз ходили на киносеансы, чтобы запомнить каждую новую песню, которая звучала чаще всего именно с киноэкрана. Поэтому лирические мелодии и незамысловатые поэтические сюжеты вошли в их плоть и кровь.
Это люди, которые помнят традицию совместного песенного музицирования в семье и с друзьями по праздникам, традицию, уже ушедшую в историю. Неумолимое всевластие современных масс-медиа не оставляет ни малейшей надежды на возвращение хотя бы в каком-либо виде утраченного. Но остаются концерты, где можно окунуться в атмосферу совместного переживания песенной лирики и тихо подпевать артистам запомнившиеся с детства мелодии.
Отрадно было отметить присутствие в зрительном зале и, разумеется, на сцене молодых людей (Иван Еремушкин, Александр Слесарев, Зоя Воловикова, Юлия Гольдина), что может свидетельствовать о продолжении творческой жизни и неувядаемой молодости песен советской поры. Мелодия Оскара Фельцмана «Ландыши» в исполнении оркестра Культурного центра ГУ МВД России по Самарской области (дирижер Владимир Гузиев) и песня «Течет Волга» Марка Фрадкина в исполнении Натальи Бикметовой стали своеобразными эпиграфами к представлению песен советских композиторов.
Тема весны и молодости и тема Волги, разворачивающейся как свиток жизни, задали особую лирическую и несколько ностальгическую атмосферу всему концерту. С молодой энергией и задором, с неподдельной искренностью самарские артисты пели песни Марка Фрадкина «Над окошком месяц» (Оксана Антонова) и «Случайный вальс» (Сергей Лебедев), «За того парня» (Инесса Балабек) и «Будь со мною строгой» (Сергей Каныгин). При этом отточенность каждой фразы и сценического движения в исполнении песен говорит о том, что они давно в репертуаре артистов и востребованы слушательской аудиторией.
Выразительными мизансценами сопровождалось исполнение песен Яна Френкеля «Девятый вальсок» и «Август» Ольгой Ушковой. Своего рода драматической кульминацией концерта стало исполнение песни Френкеля «Журавли» (Инесса Балабек и Марат Долотказин).
Необходимость открыться в совместном пении, музицировании накапливалась с каждым новым выступлением. И, наконец, Марина Архандеева и следом за ней Юлия Денисова будто открыли шлюзы, обратившись к залу с призывом петь вместе с ними «На тебе сошелся клином белый свет» и «Старые слова». И зал запел. Конечно, это вернуло многих к их молодым годам, к своему личному, заставило вновь пережить близкое и понятное.
«Что нужно человеку для счастья?» – задаемся мы порой риторическим вопросом. Иногда самую малость: час с небольшим жизни, жизни вместе с любимыми песнями в исполнении любимых артистов, причем артистов близких, самарских, живущих буквально бок о бок с тобой, понимающих тебя так же, как и ты их. Полтора часа песенного великолепия, а за ним невидимый и неведомый зрителю музыкантский труд, организационные усилия и нестроения, муки режиссерской работы в попытках из непростого материала песенной лирики сложить некую сценическую целостность. Но результат очевиден: счастливы артисты – от слушательского понимания и теплейшей реакции аудитории, счастливы и слушатели, с радостью и благодарностью в сердце покидавшие концертный зал.

Дмитрий Дятлов

Пианист, музыковед. Доктор искусствоведения, профессор СГИК

Фото Александра Родина

 

pNa

Оставьте комментарий