События: ,

«ВолгаФест» – фантастический старт!

11 июня 2016

13347011_478393962355129_3233410949372939145_n

Лето началось прекрасно! Фестиваль набережных «ВолгаФест» прошел так славно, что хочется сразу же закатать ему дифирамб на целую полосу. Достоин фестиваль очень высокой оценки. Молодежь до 30 в своих мнениях единодушна: это самый лучший городской праздник на памяти поколения.

И первый масштабный всеобщий праздник, состоявшийся по инициативе и под руководством министерства культуры правительства области. Да, конечно, «Рок над Волгой» был более массовым и эпичным событием, но это был всего лишь очень большой рок-концерт. Здесь же на суд публики было представлено большое и сложное действо. О том, как его элементы были взаимосвязаны и нужно ли их связывать вообще – разговор отдельный. В любом случае городское сообщество новый праздник приняло с радостью и даже восторгом. Но те, кто принадлежит к другим поколениям, все-таки отмечают, что до масштаба и замаха 400-летия Куйбышева, которое праздновалось ровно 30 лет назад, «ВолгаФест» немного не дотягивает. Хотя перекличка, в том числе и смысловая, символическая, между этими праздниками есть.

13346747_478394242355101_4780046476866827980_n

И в 1986, и в 2016 году организаторам удалось удивить город и обрадовать его. Прежде всего, потому что это происходило впервые. Но, казалось бы, с 400-летием Куйбышева все понятно: в закрытом Куйбышеве происходит беспрецедентное по масштабу празднование – с мощным шоу на воде, привлечением всех городских ресурсов, с предвкушением свободы. Сейчас ведь праздники каждый год, казалось бы. Некоторые дни железнодорожника и не переплюнешь по объему финансовых вложений. Дни города так и по два раза в год проводят… Почему же «ВолгаФест» однозначно воспринят как первый праздник?

13346606_478396055688253_3223270415167398944_n

Можно продолжить аналогию с 1986 годом. Тогда ведь тоже были праздники – демонстрации, например, по количеству участников были вполне сравнимы с «Роком над Волгой», но предлагали вполне определенный тип участия. Демонстрация не была зрелищем. А 400-летие Куйбышева – было. Первым фантастическим зрелищем и действом одновременно.

По мере развития потребительского общества крупные праздники получили соответствующий крен. Потребление определяло модель праздников в последние годы. А «ВолгаФест» впервые это положение дел нарушил: основное содержание фестиваля – в совместной творческой деятельности. Конечно, специалисты могут сморщиться: мол, что это за совместная творческая деятельность – сколачивание из деревянных заготовок кривых обрубков скульптур? замазывание гуашью гофрокартона с целью создания подводного сада? корявое написание стихов? Да, это оно, творческое участие. Ради него идут на «ВолгаФест» и ведут своих детей.

13346939_478394085688450_3107275407656658314_n

Легендарный самарский тележурналист Григорий Эйдлин еще в субботу днем пришел на фестиваль и соорудил кресло! В столярных мастерских на набережной, своими руками! Мне кажется, что такой уникальный опыт сделал «ВолгаФест» для Григория Самуиловича незабываемым, хотя ему в жизни довелось увидеть и пережить многое.

13346903_1317996411603686_6181347388937799812_n13307461_1317996598270334_7897894269964890412_n

А как много пережили приятного и творческого наши дети! Погружение в совместное культурное, эстетическое переживание вместе с родителями и тысячами других людей закладывает основы воспитания. Сильные позитивные переживания, связанные с Волгой, родным городом, семьей, народом, останутся в памяти на всю жизнь.

Аудитория

Богатые – на яхтах, а мы здесь! Так описал аудиторию фестиваля один из посетителей, работающий в малом творческом бизнесе. Он был на «ВолгаФесте» с женой и маленьким ребенком, прошелся везде, выпил кофе, послушал пять минут джаз, десять минут – лекцию, пособирал на скульпструкторе что-то деревянное, немного покрасил, немного поглазел. Остался доволен – до детского восторга. Жалеет только, что не успел сделать кресло.

13394016_478395195688339_7001556123950874778_n

Особенно радовало на фестивале изобилие знакомых лиц. И всех приятно видеть, все в хорошем настроении, что очень сильно поднимает общий тонус и настроение. Такая творческая синергия. В этом случае она особенно важна потому, что «ВолгаФест» – это, прежде всего, фестиваль «для своих». Новое городское творческое сообщество, усиленное московским проектным менеджментом и опытом проведения больших праздников, сделало свой проект.

13419268_478395255688333_2043710622149360876_n

Лидеры поколения 30-летних показали, на что они способны. Получился большой и шумный праздник, в котором многовато хаоса и маловато корневой культуры. Но мощная мобилизация всех творческих сил и чувство важности происходящего скрыли огрехи и подчеркнули достоинства. В итоге – всеобщий позитив и полное попадание в целевую аудиторию. Свою.

13339710_478397195688139_8212031620448510714_n

На концерте с участием Вениамина Смехова народа было меньше, чем на концерте группы «Обе две». И на группе визг стоял. Молодежь наконец-то получила свой аналог «Пикника Афиши», да еще и бесплатно. И нельзя сказать, что праздник получился «молодежный», нет, он вполне взрослый. И зрителей, и участников 40+ было много, но есть явная принадлежность к новой городской культуре, которую, возможно, не все жители Самары принимают так радостно, как самарские хипстеры, которых, как известно, нет.

Коммуникация

Возможно, что одна из причин такой явной ориентации на творческую молодежь – вполне определенная система коммуникаций и продвижения фестиваля. Та ее часть, которая реально эффективна – это соцсети и интернет-медиа, – привлекает на праздник, прежде всего, творческую молодежь. А та часть, которая якобы ориентирована на самую широкую аудиторию (телевидение), скорее всего, вовсе неэффективна и никого не привлекает.

13339489_478396465688212_385904876943915950_n

И это для будущих фестивалей важнейшая задача: наладить коммуникацию со всеми жителями Самары. Потому что фестиваль является крупнейшим – по крайней мере, по суммам бюджетных ассигнований, – и делать его для людей, живущих «до Осипенко», не совсем верно.

А еще есть большая задача сделать фестиваль привлекательным для туристов. Они и на этом празднике были, но, скорее, случайные. Как рассказать про «ВолгаФест» всем жителям планеты Земля – задача, для которой пока не предусмотрено вообще никаких механизмов реализации. Те же социальные медиа ориентированы на креативное городское сообщество, но этот ресурс очень сильно исчерпаем.

13418921_478394462355079_7040141411618461722_n

В фестивале участвовали практически все силы «новой культуры» – организации, люди. Все побывали тут. И то, что хорошо в первый раз, вряд ли будет так же благосклонно принято в седьмой. Поэтому хорошо бы, чтоб на фестиваль начали приезжать люди из других городов. Не только участники, но и зрители. Миллион самарцев – хорошая аудитория, но без постоянного вливания из других городов и стран по-настоящему большого фестиваля не получится. Можно привести десятки примеров, но это все вопрос далекого будущего. Сейчас «ВолгаФест» в самом начале пути.

Конструкции

Простейшие объекты public art`а, сделанные из подручных и вызывающе дешевых материалов, – главный символ этого фестиваля. Беседка с простынками, развевающимися на ветру, и облака сквозь них; намотанная на стволы деревьев пленка; лабиринт из реечек…

13406945_478385575689301_1748263139526184857_n

Это новая культурная реальность, a mon avis. Очень важный момент, принципиально отсутствовавший в том же 86-м. Тогда не было селфи. Не было фотографий всех и каждого постоянно. А теперь это есть, и public art, даже самый простой, становится объектом привлекательности.

13423884_478393749021817_6702914578297899104_n

Public art- проект был подготовлен Наилей Аллахвердиевой, сильнейшим специалистом в стране. Поэтому соцсети уже в пятницу под завязку были забиты всеми возможными ракурсами. В субботу не было ветра, воздушные змеи не поднялись, поэтому публика отрывалась на наземных конструкциях.

13423863_478386982355827_1110338206985642933_n

В воскресенье ветер и дождь сделали день красивым и романтичным, змеи взлетели, сети заполнились бесчисленными китами, медведями и другими созданиями в небе над Волгой.

Образы

Еще одно наблюдение, важное для развития проекта, – мощный всплеск местной символической активности. И переход ее в плоскость торговли. Никогда и нигде еще не было так много самых разных и очень дизайнерских лавочек, предлагающих всяческую сувенирную продукцию с городской символикой. Символом всех символов правильнее всего признать леща с простеньким штампом «Самара городок» на чешуе. Прибавочная стоимость в чистом виде.

13315743_478393785688480_5958736921360108081_n

А были еще и майки любых дизайнов с очень мощным слоем местно-патриотических топонимов, были всякие значки/платки/кружки/открытки. И магнитики тоже были. И тоже дизайнерские. По словам ребят, продалось очень много сувенирки, практически у всех продавцов!

С чем связан этот всплеск? Ведь покупатели патриотической сувенирки – сами самарцы, на 90 %. Видимо, таким странным образом в нашу эпоху тотального потребления происходит пробуждение патриотических чувств. Быть патриотом Самары круто. Модно. Будет ли патриотическая мода развиваться? Сейчас для «ВолгаФеста» она может стать мощным топливом для продвижения.

Каждые выходные

А топливо понадобится! Ведь главный троллинг фестиваля звучал следующим образом: и так каждые выходные! Возможно ли это? Если задать этот вопрос организаторам, потратившим на эти два дня полгода жизни и кучу сил… Если задать этот вопрос гостям фестиваля… В Москве на той же ВДНХ подобная программа на самом деле идет летом каждые выходные. И выставки, конечно, уровнем повыше. В Парке Горького и на Крымской набережной каждые выходные… Плюс локальные праздники, музыкальные фестивали…

13413543_478394505688408_5480211421713393988_n

Может ли Самара, хотя бы в теории, создать такую зону отдыха и развлечений на набережной? То, что движение идет именно в эту сторону – сомнений нет. И расширение пространства фестиваля, построение коммуникаций, поиски новых аудиторий, новых имен, развитие творческой активности – это рабочие задачи. Но одно дело, если мы будем делать такой фестиваль раз в году, и совсем другое, если попытаемся создать ситуацию и структуру, которая сможет делать такие праздники каждую неделю.

13343007_478389115688947_1782458972930660983_n

Встают вопросы бюджетных ассигнований. Конечно, если делать фестиваль раз в год, то много проще выделить на него один раз побольше денег из бюджета и не думать об экономике и инвестициях. А если… Хорошая ведь задача: каждую неделю люди искренне и радостно, вместе с губернатором, приобщаются к великой русской культуре.

WGeePrjWqAI

Невозможно было не почувствовать дрожи в тот момент, когда со сцены фестиваля Вениамин Смехов читал Некрасова: «О, Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я!» Такие моменты не забываются. И вопрос их тиражирования всегда открыт.

Илья Сульдин 

 

Главный редактор портала «СамКульт. Область культуры».

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 11 (99) за 2016 год

Aviasales

  • 47
    Поделились

Оставьте комментарий