Виктор Викторович сейчас находится в Москве, в качестве гостя Кинофестиваля и корреспондента “Самкульта”. Его фестивальные дневники будут публиковаться ежедневно. А пока — небольшой анонс фестиваля.
Если говорить об особенностях 38-го Московского Международного Кинофестиваля, который открывает 23 июня, Сергей Соловьев фильмом “Ке-ды”, то…
Первое. Конкурсная программа сильно отличается от прошлых лет — мало дебютантов. В этом году начали возвращаться к традиции Московских фестивалей 60-70 годов. “Топовых” фильмов нет, но все работы — крепкие. Раньше я сторонился конкурса, угадывая призы, но в этом году планирую смотреть. Хорвата Милоша Радовича, нашего Николая Досталя. Его фильм “Монах и бес” снят по сценарию последнего чистого кинодраматурга — Юрия Арабова, который был в прошлом конкурсе с блестящей работой “Орлеан”, загубленной Прошкиным младшим.
Второе. Программа документального кино. Меня заинтересовал фильм “На перепутье: Марина Абрамович и Бразилия”. Удивительный показ — фильм Андрея Некрасова “Акт Магнитского”. Еще одна интересная программа — “Свободная мысль”.
Ничего не могу пока понять с программой “Восемь с половиной”. Всегда была сильная программа, но сейчас два фильма из нее уже полгода на трекерах — “11 минут” и “Моя грандиозная ночь”. У нас всегда славились умением неожиданно перевести название фильма, но тут просто шедевр — “Убойный огонек”. Два румынских фильма из Каннской программы — Кристи Пуйю и Кристиана Мунджиу. А фильмы из Румынии не идут у нас в прокате со времен СССР. Еще один фаворит Канн — такое немецкое “кино 40-летних” — “Тони Эрдманн”.
Итальянский фильм “Перикле черный” в котором пытаются заново придумать кино про мафию. Традиционно много фильмов с Берлинского фестиваля, много фильмов из Канн. Нас “пугают”, что эти фильмы выйдут в прокат, но боюсь, что до нашей провинции они не дойдут. Вот, например, фильм “Человек — швейцарский нож”, лучший фильм на фестивале “Санденс”, играют Дэниел Редклифф и Пол Дано. Ужастик и плотная психологическая драма с очень черным юмором — премьера в России 30 июня, но в Самаре его не будет…
Московский кинофестиваль никогда не шел на такие радикальные вещи, как показ многочасовых фильмов. Но в этом году покажут “Колыбельная скорбной тайне” — филиппинский фильм, который идет 8 часов. Думаю, это стоит того. Ульрика Оттингер, вошедшая в состав жюри, представит ретроспективу своих фильмов, многие из которых ни в прокате, ни на трекерах не существуют. Один фильм идет 12 часов, его все-таки разбили на 4 дня, но очень длинные фильмы — это тренд фестиваля.
Очень интересен и важен иранский фильм “Мохаммед — посланник всевышнего” — первая часть тетралогии про жизнь пророка. Корейский фильм, который в оригинале называется “Садо”, но тут правильно перевели, так как у нас устойчивая ассоциация с садомазохизмом, чтобы избежать этого перевели — “Трон”. Он, кстати, тоже есть в трекерах. Я часто повторяю про трекеры, так как это единственный источник получения информации для жителей провинции. Трекерное воровство, которым вынужденно занимаются те 50 человек в каждом крупном городе, которым интересно современное кино…
Что же касается Московского кинофестиваля — это большое счастье, что два года назад из программы фестиваля ушла голливудская продукция и теперь здесь много азиатского кино и европейской «кинопровинции».