События: ,

Фильм, ради которого Виктор Долонько поехал на московский кинофестиваль

27 июня 2016

201613645_71

Это филиппинская картина режиссера Лава Диаса. “Колыбельная печальной тайне”. Лав Диас с самого начала карьеры снимает большие ленты. И это его четвертая картина, хронометраж которой — 485 минут.

Здесь необходимо немного отступить, чтобы сказать о самом режиссере. Потому что его биография сама по себе примечательна. Он сын  видного филиппинского коммуниста. А коммунистическая партия на Филиппинах, как и большинство компартий стран юго-восточной Азии, афилирована к Коммунистической Партии Китая. И режиссер появился на свет, как раз во время конфликта между КПСС и КПК, который произошел после XX съезда, когда китайцы полностью отвергли курс Хрущева по разоблачению культа личности. Поэтому имя режиссера — Лав — это сокращение от Лаврентий. Папа-коммунист назвал сына в честь Берии, которого, как он считал, несправедливо обвинили в шпионаже.

Фильм гениальный. Лучший за последний год, как минимум. Фильм очень сложный, обладающий своей атмосферой, и я совершенно не могу представить, как его смотреть по телевизору, например. Здесь исключительно важно, чтоб ничего не отвлекало, иначе магия не срабатывает. Обстановка московского кинофестиваля — самая подходящая для просмотра шестичасового шедевра. Основную роль в фильме играет само мифологическое пространство, и блестящий художник Диас, для того, чтобы найти новое воплощение для такого сложного образа, как лес жизни, выбирает самую богатую черно-белую палитру. Здесь показано совершенно удивительное умение играть со светом. Неповторяющийся за 8 часов ряд идеальных графических картин! И зрителю остается только затаить дыхание и постараться не спугнуть это очарование.

262604_medium

485 минут продолжался фильм, и мне не хватало времени насладиться этой атмосферой, хотелось,чтоб фильм продолжался.

Сюжет фильма очень близок к знаменитой работе А.Ф. Лосева “Диалектика мифа”. По лесу идет группа людей, во главе с женой одного из лидеров филиппинской  революции, в поисках либо самого мужа, либо его тела. Диас мастерски создает совершенно инфернальное  пространство, которое тебя обволакивает, в которое погружаешься полностью за первые два часа, убеждаешься, что в фильме не будет рациональности, только поэтическая картина… И тут начинается детектив, который продолжается еще три часа, и который тоже смотришь, не отрываясь.

В фильме огромное количество флоры, очень разной, пышной, просто сказочной, и нет фауны. Лес пуст, только в одной сцене появляется некое фантастическое существо и собачка, которая в конце фильма пробежала по пляжу. Основная мысль передана в диалоге одного из приспешников тирана и молодого человека, революционера, идеалиста, который хочет его убить. И он спрашивает: неужели ты еще веришь в человечество?  

После этого фильма мне хочется почитать про культуру Филиппин. И, я понимаю, что это звучит самонадеянно, но думаю, что этот фильм мне надо обязательно пересмотреть. Единственная грамотная статья про этот фильм написана Василенко, который чтобы понять фильм, посмотрел  его трижды. Но оно стоит того.

Еще две картины, которые я посмотрел сразу после Диаса. И которые явили разительный с ним контраст.  Первый фильм — это “Тони Эрдманн”. Если филиппинскому фильму мало восьми часов, то здесь и 162 минуты — это слишком-слишком долго. Самый переоцененный фильм последнего каннского фестиваля. Фильм, который показывает все беды европейского кино. Если описать его одной фразой, то получится так: немецкий режиссер, который пытался снять французскую комедию про Большого Лебовски. Но только на 40 минут ей хватило интеллектуального юмора. Потом начались пукающие подушки, а потом пошли совсем уж низкие гэги, которые неинтересно вспоминать.

6239

Фильм про 60 летнего лузера, который никак не может вписаться в современное общество. Здесь можно многое придумать. Даже в рамках трендов европейского кино. Но режиссер настолько неоригинален, что не придумал ничего лучше, чем попытку отца вернуть человеческий образ своей дочери, ставшей совершенно бездушным бизнес-консультантом.  Становится слегка интересно, какое эффектное решение найдет режиссер. Убить героя — это слишком простой, дебильный путь… Но смерть, в итоге, стала тем самым событием, после которого дочь получила назад свой “человеческий образ”. Неинтересно и банально.

6386

Ну, и в программе документального кино “Свободная мысль” — фильм “Братья”. Норвежский  режиссер Аслеуг Холм. Лауреат всех норвежских премий. И не только норвежских. Она снимала своих сыновей-близнецов с рождения до 10 лет. Добротный и совершенно необязательный фильм. Что, к сожалению, очень характерно для современного европейского кино.

pNa

Оставьте комментарий