Виктор Викторович продолжает рассказывать нам о тех фильмах, которые привлекли его внимание на ММКФ.
День был эмоционально окрашен фильмом “Тиккун” — это экзистенциальная израильская драма. Главный герой — юный хасид, который взрослеет и сталкивается с массой проблем, которые в общем-то решают все, но здесь это выглядит особенно жестко. Фильм про отношение его и Бога, фильм про семью, про еврейскую школу мальчиков — ешиву, хранящую тысячелетнюю традицию и свой мир состоящий из табу, запретов и приводящий, в итоге, к кровавой трагедии.
Название фильма взято из Каббалы и обозначает исправление мира при помощи божественного света. Судя по тому, как жестко работает режиссер, как не щадит он чувства зрителей — картина эта не имеет никаких шансов на наш покат. Но надеюсь, что появится на трекерах.
Два фильма, сделанные как по кальке. Болгарский и польский. Первая картина про знаменитую болгарскую певицу — Лили Иванову, которые страшие поколения помнят по программе “Мелодии и ритмы зарубежной эстрады”. Это выдающийся талант и тяжелейшая судьба. У нее очень непростая биография — ее отец вынужден был эмигрировать в Стамбул, перед началом второй мировой войны, потом показано существование в “Тройственном союзе”, когда болгарское правительство вступило в союз с фашистской Германие и Италией и потом — социалистический концлагерь. Это ужасно, как социалистическая система ломала об колено людей, которые не имели отношения к политике, но имеют талант и потребность к самовыражению. Фильм очень жесткий и тяжелый, он идет два с половиной часа, но я досидел до конца. И мне он был очень интересен исторической и социальной составляющей, потому что я еще очень хорошо помню ту эпоху. Горячо советую посмотреть этот фильм всем, кто верит в что в 60-70-е годы жизнь была лучше и счастливей.
Второй фильм снял Януш Маевский. Ему сейчас 85 лет, он активно снимал в оттепель, и один из главных режиссеров польского кино 70-80 годов. И он снял “Эксцентрики” — фильм-воспоминание о 60-х, я не буду буду рассказывать содержание. Только пролог. В Варшаву возвращается молодой человек, джазовый музыкант, родители которого после войны уехали в Лондон, потому что поддерживали Армию Крайову. Молодой человек становится в Англии действительно хорошим джазменом, и возвращается в Польшу, чтоб играть джаз в социалистической стране. Фильмы, конечно, отличаются стилистически, но по тематике практически тоже, что и в болгарской картине.
Потом я сломал свою программу, которую мы долго и тщательно составляли вместе с валерием Бондаренко, потому что мы пропустили один важный фильм, когда планировали программу. “Соблазн” Польский фильм, который получил приз за режиссуру на фестивале в “Сандэнс”, при этом — дебют молодого режиссера Агнешки Смочинской. Мы его пропустили, потому что это нелюбимая наша программа феминистская — “Время женщин”. Сюжет очень смешной. 80-е годы, Польша. Музыканты из польского ансамбля находят на берегу моря двух русалок, которые могут превращаться из девушек с хвостами в девушек с мозгами. Это две селянки, которые дети природы, но природа не обязана быть доброй и на поверку русалки — страшные монстры, которые могут запросто съесть. Но все человечество — оно ведь тоже откуда-то приехало, и все жители тоже приехали когда-то в город, и все они, на поверку, — такая же нечистая сила. Символическая и оригинальная по идее притча, которая, к большому сожалению сделана, в жанре низкобюжетного мюзикла.
Еще один фильм на сходную тему я посмотрел в программе документального кино “Свободная мысль” — “Семейное дело”. В центре сюжета — европейская семья, разброс по всем странам Евросоюза и не только, и повествование ведется от имени доброй старушки, бывшей когда-то давным-давно моделью, и которая, на поверку, оказывается монстром. Типичная для современного европейского кино картина, час пятьдесят идет со всеми дидактическими трендами, которые существуют в киноевропе, одна только деталь очень важная, характерная даже. Режиссер Том Фассарт снял это кино про свою собственную, вполне реальную бабушку.
И под конец дня — фильм с Жераром Депардье — абсурдистская комедия “Долина любви”. Его герой попадает в некий символический «священный лес», через который ему надо пройти, и он отправляется по мифологической дорожке, на которой его встречают всякие мистические существа. И чем кончается не могу сказать. Фильм короткий, всего час двадцать минут. Смотреть надо, потому что Депардье хоть и “удивляет” своими выходками и политическим жестами, тем не менее, остается актером гениальным, и на нем все в этом фильме держится, хотя в паре с ним играет Изабель Юппер, что тоже, можно сказать, служит рекомендацией к просмотру!