Наследие:

Слишком стар для рок-н-ролла, слишком молод, чтобы умереть! 69 лет Иэну Андерсону — лидеру Jethro Tull

10 августа 2016

ian-anderson-wallpapersss

Для  музыкального мира (моего) Иэн Андерсон — музыкант очень важный. Поэтому не мог пройти мимо его дня рождения.

В далеком 1988 году на фирме Мелодия выпустили альбом Jethro Tull — сборник лучших вещей Original Masters.

mastersRUSSIA1

Это была первая в моей жизни пластинка того, что называют «прогрессив-роком». Все остальное, даже Pink Floyd и King Crimson были потом. А сперва я услышал эту флейту и потрясающую смесь из джаза, фолка и рока. Группа Jethro Tull и, прежде всего, Иэн Андерсон стали для меня воплощением этого стиля и одной из любимых групп юности. Поэтому я взял на себя смелость порекомендовать несколько основных альбомов группы и лучших песен, в основном, с того самого сборника фирмы «Мелодия».

This Was (1968)

131265-a

Дебютный альбом и первая вещь, сразу срывающая крышу. Это сейчас все всё слышали, а вот, лет 30 назад, такой неожиданный блюз просто завораживал, да что там, просто вырубал наглухо. Первый альбом группы не жалуют, но он, как и многие дебюты в 60-х, показывает, что и у этой группы был возможен другой путь и другая история. Какой была бы теперь дискография Pink Floyd, если бы Сид Барретт завязал с ЛСД и продолжил играть в группе? Что стало бы с King Crimson, если бы Грег Лейк не ушел к Эмерсону в ELP? Дебютный альбом Jethro Tull сделан с участием гитариста Мика Абрахамса и насквозь пронизан блюзом, который Мик обожал и хотел играть. А еще он хотел играть не чаще трех раз в неделю и совершенно не желал отправляться на гастроли, т.к. это не комфортно. В результате Абрахамсу пришлось покинуть группу. Блюза в Jethro Tull стало заметно меньше, а вот известности, напротив — больше.

My Sunday Feeling

Stand Up (1969)

hd_100047373_01

На втором альбоме группы ярко проявилась уникальность таланта Иэна Андерсона. Его стиль (по сей день!) удивительным образом сочетает в себе британский фолк, джаз и рок, остается при этом очень узнаваемым и непохожим на весь остальной прогрессив-рок, к главным героям которого JT всегда причисляли. Прогрессив-для-тех-кто-любит-все-что-угодно-кроме-прогрессива. Stand Up — один из базовых альбомов в истории рок-музыки. И единственный альбом группы, попавший в 1969 году на вершину британского национального хит-парада. Альбом знаменит еще и своей обложкой — для ее изготовления американский резчик по дереву Джеймс Грешоу ездил за группой неделю, а потом вырезал это изображение. Иэн Андерсон к этому моменту полностью вошел в роль эксцентричного дедушки, то ли  из леса, то ли из помойки, при том, что самому музыканту на тот момент было всего 22 года. Но в музыке и текстах он проявлял зрелость, свойственную возрасту своего сценического героя.

Living in the Past

Sweet Dream

Aqualang (1971)

ENBWYem

Выдающийся концептуальный альбом, посвященный кризису христианства в Британии и разницей между религией и Богом. Несмотря на очень разные по стилю композиции Андерсон добивается эффекта целостности и завершенности альбома, добавляя в нужных местах элементы «хитовости».  Вполне хард-роковые гитарные риффы, не только наполнили энергией и вечным драйвом, такие песни как Locomotive Breath и Hymn 43, но и позволили перейти на уровень выше — в ротацию FM радиостаницй и большие полноценные рок-действа, а не просто концерты. Именно то, к чему тогда стремился Андерсон. При этом почти весь материал альбома изначально предназначался для чисто акустического исполнения, и некоторые песни в акустике на Aqualang остались, добавляя изысканной простоты. Этот великий альбом — обязательная программа прослушивания для всех любителей музыки.

Locomotive Breath

Minstrel in the Gallery (1975)

5d8fb080570acbda96248c5ed6935467_full

После трех альбомов, разного уровня «прогрессивности» Иэн Андерсон оказался под огнем критики. Проще говоря, развернутые сюиты и мощные концептуальные замахи публике поднадоели. Не только JT а весь прогрессив, как стиль. И не то, чтобы альбомы проваливались, но прежнего куража не ощущалось. И тогда Андерсон записал «Менестреля» — альбом в котором просто смешал самый прозрачный саунд (для записи пригласили классический струнный квартет) и самый свирепый рок, в котором JT уже поупражнялись годом раньше на альбоме War Child. Менестрель, как образ певца на средневековом пиру, полушута-полупоэта, чрезвычайно подходит к Иэну, артисту, обращающемуся к английской традиции, и напоминающему внешне Шекспира и Робин Гуда одновременно. Поэтому главная на альбоме все-таки заглавная песня, ставшая своего рода персональным гимном Андерсона, хотя, конечно,  «Baker St. Muse», продолжительностью почти 17 минут, подходит больше. Впрочем, Андерсону всегда хватало умения чередовать концептуальные изыски с мощными хитами, и даже превосходно совмещать.

Minstrel in the Gallery

 

Too Old To Rock’n’Roll Too Young To Die (1976)

jethro - Copy

В этом есть своя стильная ирония, когда под 70 тем, кто уже 40 лет назад был «слишком стар для рок-н-ролла». Да, это та самая песня по мотивам которой БГ написал «Рок-н-ролл мертв», но это даже не повод для сравнения. Достаточно посмотреть клип, сделанный в лучших традициях британского юмора, чтобы понять — и капли пафоса БГ не было в этой песне сначала. Но вот мы же все его чувствовали!!! Что слишком стар для рок-н-ролла — и слишком молод, чтобы умереть. В момент исполнения этой песни Иэну не было и 30.

Сам альбом не могу особо горячо порекомендовать, он хороший, но не великий. Лучше потратить время на «Песни из леса».

Too Old To Rock’n’Roll Too Young To Die

Songs from the Wood  (1977)

Альбом, как пишут во всяких энциклопедиях «открывает фолковую трилогию», хотя фолка в творчестве группы с самого начала было много. Но к этому моменту сам Иэн Андерсон перебрался жить в деревню, его друзьями стали музыканты из культовой фолк-группы Steeleye Span, поэтому альбом посвящен «всем естественным и сверхъестественным обитателям английского леса», а в его музыкальном материале довольно много традиционных тем и созвучий. Здесь практически нет джаза или прогрессива, о рок-музыке напоминают ударные и гитары, но не так громко, как прежде. Звучит эта музыка очень естественно и подкупающе. Песни о малой британской родине, хотя, конечно, не надо забывать, что Иэн Андерсон — шотландец.

Songs from the Wood

 

pNa

Оставьте комментарий