Кажется, что творчество Эльдара Рязанова известно нам досконально. Но и в его биографии есть фильмы, скажем, не настолько популярные, как «Ирония Судьбы», но не менее интересные, а порой и очень неожиданные. Эльдар Рязанов еще может преподносить сюрпризы!
Человек ниоткуда
1961
Блестящая комедия, хорошая настолько, что решение о ее запрете принимал лично товарищ Суслов — главный идеолог Политбюро ЦК КПСС. Он же рассказал о фильме депутатам партийного съезда прямо с трибуны:
“К сожалению, нередко ещё появляются у нас бессодержательные и никчемные книжки, безыдейные и малохудожественные картины и фильмы, которые не отвечают высокому призванию советского искусства. А на их выпуск в свет расходуются большие государственные средства. Хотя некоторые из этих произведений появляются под таинственным названием, как «Человек ниоткуда» (Оживление в зале). Однако в идейном и художественном отношении этот фильм явно не оттуда, не оттуда (Оживление в зале, аплодисменты). Неизвестно также, откуда взяты, сколько (немало) и куда пошли средства на производство фильма. Не пора ли прекратить субсидирование брака в области искусства?”
Брак в области искусства является блистательным фильмом с мощнейшим актерским ансамблем. Это вторая, после князя Мышкина, большая роль Юрия Яковлева, который демонстрирует здесь прекрасную комедийную игру. Это настоящий бенефис Анатолия Папанова, сыгравшего в картине сразу четыре (!) роли. Плюс звезды “Карнавальной ночи” Гурченко и Белов, плюс Никулин и Моргунов просто “до кучи”. И не-ве-ро-ят-но молодой и красивый Сергей Юрский в роли снежного человека по имени Чудак. Именно взлохмаченного Юрского на афише фильма, занявшей весь фасад кинотеатра “Художественный”, и увидел товарищ Суслов. И возмутился, да так, что кроме выступления на съезде, фильм был осмеян в куплетах и разгромлен во всех критических статьях, причем первая из них, за подписью “научного работника из Полтавы”, появилась в газете “Советская культура” еще до того, как фильм вышел в прокат. Впрочем, в Полтаве фильм вообще не вышел. Всего три дня шел “Человек ниоткуда” в нескольких столичных кинотеатрах. Потом последовал полный запрет. Фильм показали снова только в 1988 году, но тогда он как-то затерялся на фоне перестроечных видеосалонов и до сих пор остается “тайным шедевром” Эльдара Рязанова.
Дайте жалобную книгу
1965
Фильм, предшествующий “Берегись автомобиля”, сейчас смотрится особенно актуально. Его сюжет — это практически программа “Ревизорро”, но только разыгранная великими актерами с добрыми улыбками. Журналист (Олег Борисов) приходит в кафе, пользующееся дурной славой, пишет фельетон и, конечно, влюбляется в красивую, но циничную директоршу кафе (Лариса Голубкина). В этом фильме вообще все очень хорошо — и то, что в процессе перевоспитания журналист и директорша переформатируют кафе в молодежный (хипстерский) формат. И то, что великие актеры напиханы просто для массовки. Те же Трус-Балбес-Бывалый полным составом играют каких-то странных работников торговли, Рина Зеленая поет в кафе в дурные времена, ее сменяет молодая и прогрессивная Лариса Мондрус, Михаил Пуговкин просто в крошечном эпизоде и многие-многие другие. Сценарий для картины написал Александр Галич. Ну, и в качестве вишенки на торте — сам Рязанов в роли главного редактора газеты.
4 встречи с Высоцким
1987
Ближайший к жизни Высоцкого по времени выхода и подробнейший фильм, в котором о Владимире Семеновиче говорят его родители, близкие и друзья, многих из которых тоже нет с нами… Это делает фильм невероятно пронзительным. Филатов, Ахмадулина, Окуджава, Абдулов, Золотухин, Рязанов. Материалы с самим Высоцким документальные, их очень немного, они скупы, но за четыре серии перед зрителем вырастает удивительно осязаемый и очень мощный образ великого Русского — Поэта, Актера, Певца, Героя. Человека, вобравшего в себя весь талант и боль России. Фильм нужно обязательно показывать представителям подрастающего поколения, чтоб они, не дай бог, не подумали, что Высоцкий — это Безруков неумело изображающий морфиниста. В фильме очень много документальных кадров с ВСВ — Рязанов собрал почти все, что было снято — и можно просто любоваться на этого человека. Эльдар Александрович здесь практически невидим, но именно его талант создает такое кроющее документальное кинополотно из дрожащих кадров, стихов, слов и песен. Лучшая дань памяти великому другу, прекрасный документ для всех нас. И грустная мысль о том, что про самого Эльдара Рязанова снять такую картину некому.
Привет, дуралеи!
1995
Один из поздних фильмов Рязанова, который принято считать неудачным. Да, конечно, Эльдар Александрович не смог так же легко подобрать ключи к сердцам россиян в девяностых, как он делал четыре десятилетия до этого. Но фильм все-таки заслуживает внимания. Во-первых, сегодня история любви мойщика памятников и слепнущей продавщицы книг, с высоты нашего жизненного опыта и прожитых 20 лет выглядит наивно-вечной. В общем-то и сам Рязанов остался верен себе. Но в годы соцреализма его фильмы, пусть самым последним кадром, пусть небольшой, но четко показанной деталью давали надежду на хороший исход. Как улыбка начальника колонии в “Вокзале для двоих”, когда он слышит в морозном воздухе аккордеон. И этой улыбке верили. А вот в “дуралеях” такие сигналы вроде бы есть, но веры им нет. И это неверие так же обоснованно, как вера в эпоху социализма. Жаль только симпатии это подмигивание, казавшееся таким милым в прошлые десятилетия, в 90-х симпатий не вызывало. Казалось, что режиссер хочет нас обмануть, а на самом деле, мы просто не могли тогда в эту рязановскую правду поверить.
Если пересмотреть фильм, то вообще становится непонятно за что его ругали так яростно. И есть в этой кинокартине один огромный плюс, про который никто не знал и знать не мог в 1995 году. “Привет, дуралеи!” — единственная большая роль в кино Вячеслава Полунина, которого тут трудно узнать без грима. Великий клоун примеряет на себя костюм маленького бродяги, озаренного огнями большого города. И это не Чаплин, это Полунин. Только за такую главную роль можно простить “дуралеям” все их придуманные и реальные недостатки.
День в семье президента
1993
Посмотрите на дату и на кадр из фильма. Есть ощущение, что мы еще не готовы объективно оценить это кино. Фильм ждет своего часа. А мы, благодаря Рязанову, можем заглянуть в жизнь первого российского президента. Да, перед нами уникальный документ важнейшего периода русской истории, но… Это поможет понять нам что-то очень важное, и не сейчас — позже. Когда боль пройдет