Наследие:

Неизвестный Эльдар. Пять фильмов Рязанова, которые вы не знаете наизусть

12 сентября 2016

dlyaw1

Кажется, что творчество Эльдара  Рязанова известно нам досконально. Но и в его биографии есть фильмы, скажем, не настолько популярные, как «Ирония Судьбы», но не менее интересные, а порой и очень неожиданные. Эльдар Рязанов еще может преподносить сюрпризы!

Человек ниоткуда
1961

medium_7ea5fb56a069c30e001aca566d813c21

Блестящая комедия, хорошая настолько, что решение о ее запрете принимал лично товарищ Суслов — главный идеолог Политбюро ЦК КПСС. Он же рассказал о фильме депутатам партийного съезда прямо с трибуны:

“К сожалению, нередко ещё появляются у нас бессодержательные и никчемные книжки, безыдейные и малохудожественные картины и фильмы, которые не отвечают высокому призванию советского искусства. А на их выпуск в свет расходуются большие государственные средства. Хотя некоторые из этих произведений появляются под таинственным названием, как «Человек ниоткуда» (Оживление в зале). Однако в идейном и художественном отношении этот фильм явно не оттуда, не оттуда (Оживление в зале, аплодисменты). Неизвестно также, откуда взяты, сколько (немало) и куда пошли средства на производство фильма. Не пора ли прекратить субсидирование брака в области искусства?”

Брак в области искусства является блистательным фильмом с мощнейшим актерским ансамблем. Это вторая, после князя Мышкина, большая роль Юрия Яковлева, который демонстрирует здесь прекрасную комедийную игру. Это настоящий бенефис Анатолия Папанова, сыгравшего в картине сразу четыре (!) роли. Плюс звезды “Карнавальной ночи” Гурченко и Белов, плюс Никулин и Моргунов просто “до кучи”. И не-ве-ро-ят-но молодой и красивый Сергей Юрский в роли снежного человека по имени Чудак. Именно взлохмаченного Юрского на афише фильма, занявшей весь фасад кинотеатра “Художественный”, и увидел товарищ Суслов. И возмутился, да так, что кроме выступления на съезде, фильм был осмеян в куплетах и  разгромлен во всех критических статьях, причем первая из них, за подписью “научного работника из Полтавы”, появилась в газете “Советская культура” еще до того, как фильм вышел в прокат. Впрочем, в Полтаве фильм вообще не вышел. Всего три дня шел “Человек ниоткуда” в нескольких столичных кинотеатрах. Потом последовал полный запрет. Фильм показали снова только в 1988 году, но тогда он как-то затерялся на фоне перестроечных видеосалонов и до сих пор остается “тайным шедевром” Эльдара Рязанова.

Дайте жалобную книгу

1965

4040530_original

Фильм, предшествующий “Берегись автомобиля”, сейчас смотрится особенно актуально. Его сюжет — это практически программа “Ревизорро”, но только разыгранная великими актерами с добрыми улыбками. Журналист (Олег Борисов) приходит в кафе, пользующееся дурной славой, пишет фельетон и, конечно, влюбляется в красивую, но циничную директоршу кафе (Лариса Голубкина). В этом фильме вообще все очень хорошо — и то, что в процессе перевоспитания журналист и директорша переформатируют кафе в молодежный (хипстерский) формат. И то, что великие актеры напиханы просто для массовки. Те же Трус-Балбес-Бывалый полным составом играют каких-то странных работников торговли, Рина Зеленая поет в кафе в дурные времена, ее сменяет молодая и прогрессивная Лариса Мондрус, Михаил Пуговкин просто в крошечном эпизоде и многие-многие другие. Сценарий для картины написал Александр Галич. Ну, и в качестве вишенки на торте — сам Рязанов в роли главного редактора газеты.  

 

4 встречи с Высоцким
1987

maxresdefault-22

Ближайший к жизни Высоцкого по времени выхода и подробнейший фильм, в котором о Владимире Семеновиче говорят его родители, близкие и друзья, многих из которых тоже нет с нами… Это делает фильм невероятно пронзительным. Филатов, Ахмадулина, Окуджава, Абдулов, Золотухин, Рязанов. Материалы с самим Высоцким документальные, их очень немного, они скупы, но за четыре серии перед зрителем вырастает удивительно осязаемый и очень мощный образ великого Русского — Поэта, Актера, Певца, Героя. Человека, вобравшего в себя весь талант и боль России. Фильм нужно обязательно показывать представителям подрастающего поколения, чтоб они, не дай бог, не подумали, что Высоцкий — это Безруков неумело изображающий морфиниста. В фильме очень много документальных кадров с ВСВ — Рязанов собрал почти все, что было снято — и можно просто любоваться на этого человека. Эльдар Александрович здесь практически невидим, но именно его талант создает такое кроющее документальное кинополотно из дрожащих кадров, стихов, слов и песен. Лучшая дань памяти великому другу, прекрасный документ для всех нас. И грустная мысль о том, что про самого Эльдара Рязанова снять такую картину некому.

 

Привет, дуралеи!
1995

privet-duralei

Один из поздних фильмов Рязанова, который принято считать неудачным. Да, конечно, Эльдар Александрович не смог так же легко подобрать ключи к сердцам россиян в девяностых, как он делал четыре десятилетия до этого. Но фильм все-таки заслуживает внимания. Во-первых, сегодня история любви мойщика памятников и слепнущей продавщицы книг, с высоты нашего жизненного опыта и прожитых 20 лет выглядит наивно-вечной. В общем-то и сам Рязанов остался верен себе. Но в годы соцреализма его фильмы, пусть самым последним кадром, пусть небольшой, но четко показанной деталью давали надежду на хороший исход. Как улыбка начальника колонии в “Вокзале для двоих”, когда он слышит в морозном воздухе аккордеон. И этой улыбке верили. А вот в “дуралеях” такие сигналы вроде бы есть, но веры им нет. И это неверие так же обоснованно, как вера в эпоху социализма. Жаль только симпатии это подмигивание, казавшееся таким милым в прошлые десятилетия, в 90-х симпатий не вызывало. Казалось, что режиссер хочет нас обмануть, а на самом деле, мы просто не могли тогда в эту рязановскую правду поверить.

Если пересмотреть фильм, то вообще становится непонятно за что его ругали так яростно. И есть в этой кинокартине один огромный плюс, про который никто не знал и  знать не мог в 1995 году. “Привет, дуралеи!” — единственная большая роль в кино Вячеслава Полунина, которого тут трудно узнать без грима. Великий клоун примеряет на себя костюм маленького бродяги, озаренного огнями большого города. И это не Чаплин, это Полунин. Только за такую главную роль можно простить “дуралеям” все их придуманные и реальные недостатки.

 

День в семье президента
1993

3ca325db5522383647ef0c9abd6

Посмотрите на дату и на кадр из фильма. Есть ощущение, что мы еще не готовы объективно оценить это кино. Фильм ждет своего часа. А мы, благодаря Рязанову, можем заглянуть в жизнь первого российского президента. Да, перед нами уникальный документ важнейшего периода русской истории, но… Это поможет понять нам что-то очень важное, и не сейчас — позже. Когда боль пройдет

pNa

Оставьте комментарий