«Раб Божий Пётр» — первый художник Самары

62a

Самый  первый художник Самары — это иллюстратор знаменитого «самарского списка» средневекового романа-жития «Варлаам и Иоасаф».

Эта уникальная рукописная книга была создана в нашем городе в начале XVII века, когда Самара только появилась на свет. Текст «Варлаама и Иоасафа» предваряет большое художественное вступление от переписчика, которое собственно является первым произведением самарской литературы. Так же книга богато иллюстрирована — 224 миниатюры. Эти небольшие иллюстрации, выполненные художником от которого осталось только имя — «раб божий Пётр» — назван он в предисловии, являются первыми произведениями изобразительного искусства, созданными в Самаре. Почти 400 лет назад.

Про автора миниатюр нам, кроме имени, ничего неизвестно. Но его профессиональный уровень и мастерство восхищают и сегодня. Самарский список «Варлаам и Иоасаф» — это не просто старейший сохранившийся памятник самарской культуры, это первое собрание работ первого самарского художника. Впервые, за 380 лет, работы самарского художника — Петра предстают перед широкой публикой.

6a

Полностраничная входная миниатюра. Преподобные Варлаам и Иоасаф, стоящие в полный рост в позе предстояния, молящиеся Христу. Христос изображен в сегменте неба вверху по центру в виде отрока, благословляющего свв. Варлаама и Иоасафа.

27a

Предисловие писца. Фрагмент
Заглавие: «Икрия вкратце»

36a

Полностраничная миниатюра. Преподобный Иоанн Дамаскин — автор жития. Левой рукой он поддерживает лист, правой пишет на листе начало жития Варлаама и Иоасафа: «Елиции Духом Божиим…»

37a

Титульная страница жития «Повесть о Варлааме и Иоасафе».
Текст заглавия: «Житие и жизнь преподобных отец наших Варлама пустынника, Иоасафа царевичя великия Индия. Творение преподобнаго отца нашего Иоанна Дамаскина»

40a

Благовещение. Слева изображен архангел Гавриил с поднятой благословляющей рукой. Справа Богородица, указывающая на колодец, располагающийся между ними. Вверху композиции представлена Св. Троица  с воинством небесным. Бог-Отец в образе старца с восьмеричным нимбом (Господь Саваоф) изображен сидящим на троне. На Его коленях Бог-Сын в образе отрока. Святой Дух в виде голубя исходит к Богородице.

41a

Ново-Заветная Троица. Распятие Христово. Вознесение Господне. Сошествие во ад.

42a

Сошествие Святого Духа на Апостолов (Пятидесятница). Проповедь Апостола Фомы. Крещение индийского народа Апостолом Фомой.

44a

Поклонение царя Авенира идолам. В правой части миниатюры — сцена поклонения идолам. На фоне городских строений слева изображен царь Авенир, позади него множество молящихся. Руки Авенира воздеты к верху. Справа языческий храм, где на постаменте установлены идолы в виде трех обнаженных фигур.

48a

Монах, молящийся в пустыни. Царь Авенир отдает повеление о поиске монаха, бывшего вельможи.

49a

Воины ведут найденного монаха. Беседа царя Авенира с монахом, бывшем вельможей

59a

Рождество царевича Иоасафа. Жертвоприношение царя Авенира.

62a

Миниатюры с внутренних страниц романа «Варлаам и Иоасаф»

77a

Читать про удивительную историю этой книги, узнать о том, как, и благодаря кому, появилась она на свет, можно здесь.

72a

Миниатюры с внутренних страниц романа «Варлаам и Иоасаф»

86a

90a

847a

93a

Миниатюры с внутренних страниц романа «Варлаам и Иоасаф»

835a

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *