Наследие: ,

Jobim 90! Девять альбомов великого Антонио Карлуша Жобима

29 января 2017

Антонио Карлушу Жобиму исполнилось 90. Гений! Гений. Гений… Человек, открывший музыкальному миру Бразилию. И написавший «Девушку из Ипанемы».  Для всего мира. Потому что это — одна из самых знаменитых и лучших песен на планете Земля.

Но не самая лучшая, из написанных Томом Жобимом! Любой поклонник бразильской музыки назовет вам несколько вещей Тома, которые, уж точно, лучше Garota di Ipanema. Чтобы попытатся представить вам его бескрайний гений, Самкульт отобрал девять альбомов юбиляра. Без особого принципа — потому что дискография у Антонио Карлуша очень большая, и почему выбран один альбом, а другой — нет — можно спорить вечно. Это девять альбомов, которые надо послушать и полюбить.

Все альбомы Жобима на Яндекс Музыке

Black Orpheus [Original Soundtrack]

1959

Самый первый и не очень известный альбом Антонио Карлуша, записанный еще с одним бразильским гением — Луишем Бонфа. Это музыка к фильму “Черный Орфей”, который в 1959 году получил Золотую Пальмовую ветвь в Каннах. Фильм очень примечательный. Снят французом Марселем Камю, который впечатлился пьесой Винишиуса де Мораеса — друга Жобима, и соавтора “Девушки из Ипанемы”. В пьесе классический сюжет “Орфея и Эвридики” перенесен в фавелы Рио, во время карнавала. Главную роль — Орфея — сыграл футболист Брено Мелло, которого режиссер просто встретил на улице в Рио. Адемар да Сильва, сыгравший в фильме Смерть, вообще был двухкратным Олимпийским чемпионом в тройном прыжке. Но главное — сценарий и литературная основа были написаны лучшим другом Антонио Карлуша, с которым вместе они сочиняли песни, сидя в барах. Поэтому фильм открывается песней в исполнении Жобима. Стоит взглянуть! В 1960 году фильм получил “Оскар” как лучший зарубежный фильм. И только после этого про боссу узнали американские джазмены. Альбома в современном виде, тогда, в 1959 году выпустить не могли, были изданы отдельные песни — звуковая дорожка была издана полностью только в 1998 году, после смерти Жобима, и вот вам самое первое явление миру самбы,босса новы и Антонио Карлуша Жобима!

The Composer of Desafinado, Plays

1963

Первый настоящий альбом Жобима, вышедший в Америке. Настоятельно рекомендуется к прослушиванию вместо слишком растиражированного “Getz/Gilberto”, хотя, конечно, звучит он неожиданно. Во-первых, Антонио Карлуш тут не поет совсем. И даже на гитаре почти не играет, в основном, исполняет на пианино. Заметно, что ни продюсер, ни инженер не понимают, что с этим делать и пытаются как-то втиснуть Жобима в более-менее традиционный джазовый формат эпохи. Название какое стыдливое — Композитор Desafinado играет…  Здесь еще талант аранжировщика Клауса Оджермана потрачен на превращение Жобима в “пианиста-виртуоза” и учитывая, что все вещи на альбоме сейчас являются “стандартами”, результат великолепен. И флейту из этих версий классики bossa nova, вы не забудете никогда. Даже угнетая другой талант, люди проявляли талант.

А вот во втором альбоме из Тома стали делать поп-певца, и это был еще более лихой поворот, но он случился через год. За этот год босса-нова вошла в моду, благодаря сенсационному успеху диска “Getz/Gilberto”, который почти целиком состоял из композиций Жобима, получил два главных “Грэмми”, а “Девушка из Ипанемы” стала грандиозным международным хитом. И всё! Босса-нова и бразильская музыка, после этого исторического момента, только наращивали свое влияние в мире, только развивались в самые разные стороны. А это альбом, когда до подъема твоей большой волны остается пару мгновений.

 

The Wonderful World of Antonio Carlos Jobim

1965

После того, как песня Жобима получила “Грэмми” и стала великим хитом, к его второй сольной пластинке было проявлено пристальное внимание. Из Жобима решили сделать на американский рынок поп-певца и записали 100% поп-альбом. Логика в этом была железная — только что Аструд Жильберто, впервые в жизни зашла в студию, спела простенькую песню про девушку из Ипанемы, написанную тем же Жобимом, и… Весь мир сошел с ума. Возможно, что если Том сам споет, успех будет еще более сокрушительным. Слава богу, нет. Продажи в Америке были очень скромными.  Пластинка прекрасна и этой странной попыткой Тома петь, как поп-певец (специально пригласили аранжировщика, писавшего Фрэнка Синатру), и тем, что в ней знакомые вещи звучат по-другому, немного странно и особенно хрупко из-за этого голоса, на пределе возможности и чужого языка, но все равно круто безмерно, особенно если поставить пластинку в один ряд  и сравнить с другими странными “певцами” эпохи, будь то Жак Брель или Скотт Уолкер.

 

Francis Albert Sinatra & Antonio Carlos Jobim

1967

Это альбом 1967 года. То есть существует он где-то между “Сержантом Пеппером”, “Волынщиком” и всякой прочей “революции цветов”. Босса-нова уже была сверхпопулярна, а у Фрэнка Синатры, который был Самый Главный Певец Америки, не было в репертуаре ни одной боссы. И он решил исправить ситуацию — i did it my way — просто записал с Жобимом вдвоем целый альбом. Опять же сплошная классика и пластинка, о которой можно и нужно отзываться в превосходных тонах, но тут Том все-таки чуть в тени. Очень был скромный гений.

А это — лучший в мире альбом трехкоктейльного джаза, которому ни одна красивая девушка не может отказать. Пляжные песенки тут звучат, как гедонистические гимны, от человека, который знает толк и в девушках, и в удовольствиях жизни. Знает лучше всех в мире. Сильнее Синатры про этот смысл босса-новы спеть не смог бы никто.

 

Wave

1967

Вот, наверное, лучший альбом Тома. По крайней мере, такого тонкого баланса между лаунжевым настроением, светлой грустью и бразильским ритмом, даже в бескрайней дискографии  Жобима не найдешь. Это пластинка свободы. И тут нет стандартов и хитов. Тут Жобим играет, как хочет и все тот же Оджерман аранжирует духовые, но без давления руководства лейбла — от вольного. Писали этот альбом на легендарной студии Ван Гельдера, в том же 1967 году, и здесь атмосфера эпохи чувствуется. Если в совместном с Синатрой альбоме, босса-нова — это песня страсти и плоти, то здесь босса — это музыка свободы, захватывающей дух, и слова просто не нужны — поет Жобим чуть-чуть. Тут нет совсем уж заезжанных стандартов и поэтому плакать хочется с первых нот.

 

Stone Flower

1970

Здесь, конечно, невозможно удержаться, и не вспомнить анекдот, про «не выходит каменный цветок». У Жобима вполне вышел. Альбом появился, когда волна всеобщей истерии вокруг босса-новы немного схлынула, и в студии знаменитого Руди Ван Гельдера собрались музыканты, каждый из которых был виртуозом. Они хотели отступить от слишком солнечного восприятия босса-новы, немного в тень. И Том выстроил каждую пьесу вокруг одного инструмента — скрипки, перкуссии, духовых. Песен только две, но больше и не надо. Все десять пьес прямо-таки просятся в кино. Даже не так! Инструментально и эмоционально, в каждой из 10 композиций, Жобим и музыканты создают гораздо бОльшую историю, чем вмещает звуковая дорожка и слушателю хочется, чтоб это была тема из какого-то великого фильма эпохи. Ну, и судя по обложке, у Жобима тоже похожая мысль вертелась.

 

Elis & Tom

1974

У Жобима, как автора самых романтичных, тонких и точных песен о любви, всегда были особые отношения с исполнительницами. И есть прекрасная пластинка Эллы “Ella Abraça Jobim”, потому что для нее “Девушка из Ипанемы” — одна из главных песен в репертуаре. Есть совместные записи с Миучей, с Гал Костой, и много еще с кем, но вот эта пластинка, она греет как-то особенно. Это совершенно личное — есть в этом исполнении такие ноты, такие еле слышные ноты… Великий альбом, хотя, конечно, в этой подборке все альбомы великие, но здесь за полчаса спето больше, чем иными певцами за всю жизнь. Особенно изысканной эту пластинку делает лаконичность — некоторые шедевры длятся меньше двух минут.

 

Passarim

1987

Поздний Жобим, совсем уже непохожий на свой традиционный образ. В это время его сильнее всего интересовали проблемы охраны природы, вырубка джунглей Амазонки и жизнь Земли. А спасение мира это такое дело, когда пафос просто неизбежен, если ты хоть на каплю веришь в то, что делаешь. Но Жобим справляется и с этим. Альбом записан в Рио, и здесь Антонио Карлуш выводит на сцену всю большую семью, друзей и родственников. Сын Пауло, который не менее талантлив, чем отец. Женские подпевки почти в каждой песне. И в сразу же — в заглавной, самым нежным и обволакивающим голосом: птичка небесная, не сиди на дереве — улетай, если будешь сидеть на нем — умрешь! И красивейший бэк-вокал. При этом вокальной манеры сам Том поднабрался у Фрэнки, поэтому все в сумме дает альбом боссы, который, вроде бы, вполне обычный, но если прислушаться, то едва ли не самый странный в его дискографии, и такой, что можно влюбится в него отдельно. Потому что каждая песня — шедевр и вы наверняка слышите ее первый раз в жизни. Причем шедевр с изрядным взрослым юмором. Вот, например, шуточная песня с феерическим названием Chansong и содержанием, рисующим изящный моральный мир мистера Бима.

When I arrived in New York
The immigration officer asked me Where have you been Mr. Bim
Where have you been, Joe
You’ve been abroad for too long Mr. Bim
Haven’t you been?
I got to the Hotel exhausted to my room
Having to attend a cocktail
Late that afternoon
And there my boss Nesuhi
An old friend of Jobim’s said:
May introduce you to Gloria?
By all means
Buy all jeans
I’ve never been in Paris for the summer
I’ve never drank a Scotch with this bouquet
My life is such a mess let’s have a Brahma
I’m happy that you called,
I really feel touché
Oh, it’s been a long, a very long time
Since a Brazilian has been in Paris com você
You look so cute there wearing my pajamas
You look so sexy with my pince-nez
Let’s hijack this Concord to the Bahamas
Come on dress up my love
Let’s go to the ballet
Oh, it’s been a long, a very long time
Since a Brazilian has danced with you
Le pas-de-deux
You look so cute there wearing my pajamas
You look so sexy with my pince-nez
Let’s hijack this Concord to the Bahamas
Come on dress up my love
Let’s go to the ballet
Oh, it’s been a long, a very long time
Since a Brazilian has danced with you
Le pas-de-deux.

Antonio Carlos Jobim and Friends

1996

Последнее выступление Жобима в Бразилии. Альбом вышел уже после его смерти. Это концерт на джазовом фестивале в Сан-Паулу, куда приехали отдать дань уважения Тому выдающиеся джазмены. Сам появляется только в последних четырех композициях, а до этого виртуозы джаза наглядно и убедительно демонстрируют, как босса-нова прекрасно ложится на их собственный уникальный стиль, добавляя ему яркости  и тепла. Только Херби Хенкок ведет с музыкой Жобима свою игру, все остальные сливаются в единый гимн величию и многообразию бразильской музыки. Апофеозом станут четыре песни, спетые Жобимом, и его последнее исполнение на родной бразильской земле “Девушки из Ипанемы”. Прекрасное прощание.

pNa

1 комментарий к “Jobim 90! Девять альбомов великого Антонио Карлуша Жобима

Добавить комментарий для Ольга Отменить ответ