«Чайка» по имени Бумбараш

У каждого театра есть спектакль, который вначале был его кредо, а потом стал символом. Театр, конечно, имеет отношение к выбору спектакля, но время, когда этот выбор сделан, куда важнее. Хорошо, когда время способствует героям в неторопливом поиске жизненных смыслов.

В нашей же склонной к непрерывным переменам Родине герой, как правило, от кого-то бежит, спасая себя, пытаясь сохранить свои нравственные принципы и все время кого-то дурача, чтобы не впасть в грех нарочитой серьезности и не поддаться соблазну принимать то, что творится вокруг, за норму.

Двадцать лет назад, в мутные девяностые, любимый СамАрт поставил «Бумбараша». Звезды сошлись: директор театра Сергей Соколов бесстрашно повел за собой коллектив в горнило строительства нового Театра; началась творческая дружба с Адольфом Шапиро, который стал художественным руководителем самартовских программ; тот пригласил художника Юрия Харикова. Театр – первым в области – съездил на «Золотую Маску» и получил первое лауреатство.

Но временная муть осела, мы живем теперь в другой, стабильной стране, и, казалось бы, революционные рассказы Аркадия Гайдара должны остаться в памяти как эпизод истории. А нет, мы продолжаем набираться у плута Бумбараша мудрости и оптимизма, веры в то, что жить честно можно во все времена.

Сменилось несколько поколений актеров и несколько поколений зрителей, а спектакль, показанный на празднике в честь 20-летия первой постановки, хорош как и тогда, в 1997-м.

В спектакле, если вы помните (а я уверен, что среди читателей нашей газеты нет тех, кто хоть раз не посмотрел «Бумбараша»), есть эпизод, когда Бумбараш передает донесение бесстрашному, горячему и совсем неграмотному красному командиру, а тот просит зрителя, сидящего рядом со сценой, его прочитать.

И вот Юрий Коннов (Рыжий командир) отдает листок девочке лет 12-ти, та берет и начинает выразительно читать незнакомый текст. Вдруг запинается и начинает заливисто смеяться: она споткнулась на слове «коммунизм». Она не знает этого слова!

Господа! Как все-таки прекрасно, что нашим внукам/детям с ранних лет не забивают головы идеологической чепухой. Вернее, как хорошо, что есть школы, где такое происходит!

Было бы натяжкой завершить этот панегирик театру; всем, кто причастен к спектаклю, кто сохранил его свежим; Павлу Маркелову, сыгравшему заглавную роль так, как положено играть бенефисы, словами о том, что незамутненные лозунгами дети растут исключительно потому, что есть у нас СамАрт с «Бумбарашем».

Не только поэтому, но добрая ложка искренности, порядочности и свободы, безусловно, – от них.

Виктор ДОЛОНЬКО

Фото Евгении СМИРНОВОЙ

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 9 (117), 2017, Май

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *