Наследие: ,

Из жизни самарских губернаторов

12 июля 2017

 

 

Александр Завальный продолжает рассказывать нам истории о Самаре и ее обитателях. На этот раз — об очень разных самарских губернаторах — Гроте и Свербееве.

Чудак

Не секрет, как у нас везде принято встречать начальство. По этому поводу самарский губернатор Константин Карлович Грот 16 июня 1858 года издал специальный циркуляр. «Дабы не отвлекать служащих в уездах вверенного мне края должностных лиц от прямых и более существенных их обязанностей, я предлагаю при разъездах начальника губернии соблюдать строго следующий порядок». Местные начальствующие лица «не должны встречать и провожать начальника губернии без особого с его стороны требования». Городничим запрещалось выезжать из города для встречи губернатора, достаточно было явиться «по приезде его в город». Среди других правил заслуживает внимания еще одно: «Частные лица со своими надобностями могут обращаться к начальнику губернии при его разъездах по губернии везде и во всякое время без всяких формальностей».

Свистит

 Самарский губернатор Александр Дмитриевич Свербеев очень сердился, если окружающие не могли понять его с первого слова.

Однажды губернатор ждал приезда на пароходе какого-то важного лица. Летним вечером, когда у него сидели полицмейстер и два-три чиновника, вдруг послышался пароходный свисток. Свербеев, ни к кому не обращаясь, громко закричал:

– Свистит!

Все замолчали, а губернатор крикнул еще громче:

– Свистит!

И только после третьего крика кто-то догадался, в чем дело, и засобирался на пристань для встречи ожидаемой персоны, которая, кстати, не приехала.

И послезавтра тоже

 Свербеев мог пригласить к себе какое-нибудь лицо ниже его по рангу, а когда приглашенный приходил, то после двух-трех часов ожидания лакей или чиновник объявлял:

– Его превосходительству угодно, чтобы вы пришли завтра.

А назавтра повторялась та же история.

Хотел как лучше

 Свербеев не любил и боялся статистику и статистиков. Однажды он потребовал, чтобы И. М. Красноперов вычеркнул из будущего сборника место, где говорилось о солонцах в Бузулукском уезде.

– Я этого не могу разрешить! Вдруг мне от министра внутренних дел придет запрос: откуда в Бузулукском уезде взялись солонцы на крестьянских землях, когда в ваших всеподданнейших донесениях их там не показано? А? Что я скажу?

Трусоватый Свербеев всячески тормозил выход статистических сборников, вызывая раздражение даже у столичных чиновников. Министр внутренних дел, Московский цензурный комитет и Главное управление по делам печати неоднократно пытались объяснить Александру Дмитриевичу его неправоту.

В конце концов, когда вскрылось, что губернатор в отчетах постоянно приукрашивал положение самарских крестьян, он был снят со своего поста.

Александр ЗАВАЛЬНЫЙ

Краевед, главный библиограф Самарской областной научной универсальной библиотеки, заслуженный работник культуры России.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 12 (120), 2017, Июнь

pNa

Оставьте комментарий