Наследие: , ,

Откуда есть пошла культура самарская

21 июля 2017

 

Виталий Добрусин подарил всем любителям и знатокам истории Самары книгу о самом, пожалуй, легендированном эпизоде ХХ века – времени, которому куйбышевцы, а за ними и самарцы придумали хлесткое название: запасная столица . 

Я пишу придумали вслед за историками, которые теперь, спустя три четверти века, всё чаще – и не без восхищения – говорят о блестящей операции спецслужб, изолировавших иностранных дипломатов и значительную часть разведчиков под прикрытием от оперативного получения горячей информации в самый тяжелый период войны. Потому я с иронией отношусь к чрезмерно частому подчеркиванию этой нашей запасной столичности, ни в коем случае не умаляя при этом заслуг жителей, тружеников Куйбышева – за мгновения превратившегося из маленького губернского городишки в крупнейший военно-промышленный центр страны, – в Великую Победу.

Популярных книг об этом периоде немного, научно-популярных – еще меньше, о культуре Куйбышева 1941–1943 годов – страницы, и те разбросаны по отдельным источникам. Никто из ученых этой темой всерьез не занимался. Сельским хозяйством этого периода – да, промышленностью – да, да, военной промышленностью – да, да, да. А культура, по большому счету, состоит из баек про Большой театр, Седьмую симфонию и писателя Эренбурга.

Между тем, ресурсная роль этого периода для культуры нашего края колоссальна. Не была бы культурная элита Страны Советов эвакуирована сюда в таком числе, так и остались бы мы до сих пор каким-нибудь липецком (о том, как мы храним и развиваем полученное в тяжелые военные годы, – разговор особый).

Виталий Аркадьевич – за что отдельный ему поклон – взял на себя труд обнародовать большой пакет документов о культуре военного Куйбышева в публичном, более широком, чем научное, пространстве. И он не ограничился компиляцией ссылок, а опубликовал сканы самих документов, предоставив пытливым читателям заниматься самостоятельными исследованиями.

Искусству посвящена вся книга, за исключением короткого введения. Наибольшее внимание, естественно, уделено Большому театру и Седьмой симфонии Шостаковича – почти половина объема.

Самое время объясниться насчет баек. Кроме доктора философских наук Елены Яковлевны Бурлиной, все исследователи новации в музыкальной жизни Куйбышева сводят именно к спектаклям и концертам главного театра страны, а деятельность великого композитора ХХ века – к завершению работы над Седьмой симфонией. Но ведь было и инициированное Шостаковичем создание Союза композиторов РСФСР, и целый список сочинений, написанных им в этот период, и активное участие московских и ленинградских музыкантов в развитии музыкального образования в военном Куйбышеве.

Глава о кино, хотя игровое кино военного времени связано со столицами среднеазиатских республик, но Центральная студия документального кино – в Куйбышеве, и «Небо над Москвой» Юлия Райзмана с Петром Олейниковым и Николаем Боголюбовым – у нас. И оказалось, в нашем городе столько эвакуированных детей – будущих деятелей отечественного кино – формировали на берегах Волги свое мировоззрение. Здесь копился жизненный материал для будущих работ.

Глава о писателях шире, чем заявлено в заголовке: автор написал здесь же и о редакциях газет, информационных бюро. Вот только, к сожалению, в нее не попали материалы о деятельности Еврейского антифашистского комитета. О нем, по сути, так ничего и нет, кроме статьи 20-летней давности в газете «Тарбут».

Материал о художниках – скорее эскиз вокруг Василия Ефанова и Василия Акимова, хотя этим периодом специально занимался покойный директор Куйбышевского художественного музея Владимир Иванович Володин.

Виталий Аркадьевич дистанцировался от оценок, намеренно ушел от дописывания событий, чем книга и хороша. Но это ведь история культуры, а не реальной экономики. Здесь недостаточно массива цифр, которые всё объяснят, и как ни старайся, предмет загоняет исследователя в ловушку.

Их не так много, к счастью, но вот эпизод конца 1941 года, когда Куйбышевскому театру оперы и балета грозит расформирование – Большой приехал, и молодой балетмейстер Наталия Данилова показывает художественному совету «Дон Кихота». Среди зрителей – Шостакович, музыканты Большого театра. По их признанию, работа столь хороша, что театр сохраняют, объединяют с театром музкомедии и переселяют в здание филармонии. А Данилову, как свидетельствует автор, назначают главным балетмейстером театра.

Но жизнь – совсем не мелодрама со счастливым концом. Наталию Владимировну, ученицу Вагановой, в прошлом – танцовщицу Мариинского театра, сосланную в наши степи с мужем и матерью после убийства Кирова, не могут оставить в городе, где полным-полно иностранцев и военных секретов. Никакие заступничества не помогают. Ее ссылают в Барнаул, и только после выезда из Куйбышева особо важных персон Данилова возвращается и летом 1944-го становится главным балетмейстером театра.

И Виталий Аркадьевич это прекрасно знает: под его редакцией не так уж и давно создан фильм о Даниловой в «Самарских судьбах», где этой ошибки нет. Удивительно!

Но вот чем хороши исследовательские книги, написанные, составленные, инициированные к написанию Добрусиным, – желанием после прочтения увидеть их доработанную, расширенную, углубленную редакцию. Это не ирония. Виталий же не только автор, он всегда организатор, и даже если специально не ставит перед собой задачу превратить свой проект в долгосрочную программу, это выходит как-то само собой. Вот только те, кому предназначаются эти messages, упорно их не замечают.

Добрусин – человек отчаянный. Он всегда ставит перед собой задачи, которые, по-хорошему, по силам отделу какого-нибудь НИИ. Но НИИ этого нет, а Виталий Аркадьевич есть. И идеи у него есть, и способность – напополам с энергией – получить средства на финансирование startup`а, в нашем случае – мультимедийного, интерактивного и чрезвычайно важного для осмысления стратегического пути развития самарской культуры.

Может, в этот раз найдутся те, кто поддержит продолжение начинания. Ведь есть средства на медали, на футбольные турниры, посвященные этому историческому периоду. Имеем же мы право знать историческую подоплеку событий, а не мифы нашего городка.

Шаг сделан. Шаг уверенный и очень полезный.

Добрусин В. Культурная элита запасной столицы в иллюстрациях и документах. – Самара, 2017. – 112 с.; ил.

Виктор ДОЛОНЬКО

 

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 13 (121), 2017, Июль

pNa

Оставьте комментарий