Наследие:

Кидалы, гуляки, клоуны, шлюхи — 5 почти забытых картин Феллини

20 января 2021

 

20 января 1920 года родился Федерико Феллини. Возможно, величайший режиссер в истории кинематографа.

Он умер в 1993-м, в 73 года, совсем не стариком, в начале нового этапа карьеры. Вспоминая великого Федерико, потому что сейчас уж точно понятно — больше его никого нет и не будет — хочется вспомнить о забытом. Оно есть даже  у Феллини.

Il Vitteloni

Гуляки (Маменькины сынки)

В 1953 году это был большой успех молодого Федерико. Всего лишь третий самостоятельный фильм, и сразу же получает «Серебрянного льва» на Венецианском фестивале! Честно говоря, фестиваль был тогда поскромней, хотя и котировался всемирно, а вот фильм забыт совершенно незаслуженно. Просто следующей работой Феллини была «Дорога»…

Но вернемся в 1953 год. Сюжет фильма по сценарию происходил в Пескаре, но был перенесен режиссером в его родной Римини. Пять молодых людей «вступают» во взрослую жизнь. Хотя молодыми-то их в 1953 году было странно назвать — возраст вокруг 30, но продолжают жить с родителями, не в силах покинуть родную дыру. Очень актуальный фильм! Потому как жизненная ситуация «после бара —  к маме» за прошедшие 65 лет только усугубилась. И, конечно, стильно все, архаично, черно-бело. Верится с трудом, но в это время далеко, в Москве, еще умирал Сталин. А Феллини уже снимал шедевры!

Il Bidone

Кидалово (Мошенничество)

Традиционный перевод названия, конечно, не отражает его сленговой красоты и очарования. Сами мошенники тоже очаровательны, хотя режиссер им особо не симпатизирует, не очень-то обвиняет, но, используя все приемы итальянского неореализма, смешивает традиционный коктейль про похождения пройдох по-своему. За похождениями мы с удовольствием наблюдаем. Явной морали нет.

Этот фильм — настоящий, без всяких натяжек, шедевр. Просто ему не повезло — он слишком традиционен на фоне дальнейших работ Маэстро, поэтому его редко вспоминают и уж, конечно, не ставят в ряд с «Казановой» и «Амаркордом». Просто, это совсем другое кино! Его очарование и красота никуда не делись. Особый шик — прекрасный ансамбль актеров, которых, кроме Джульетты Мазины, никого и не знаешь. Смотришь на экран и, морщась, пытаешься вспомнить — не может быть, чтоб я такого крутого актера не знал. Успокойтесь и наслаждайтесь зрелищем. Актера зовут Бродерик Кроуфорд. (У)знали?

Il Clowns

Клоуны

Когда Феллини стал совсем великий, а на дворе расцвела контркультурная революция, стало можно всё. И Федерико вместе со съемочной труппой поехал по знаменитым циркам и старым клоунам. Чтоб они рассказали о себе и своей нелегкой работе. Про то, что Феллини с ранних лет любил цирк написано, наверное, тысячи страниц, но именно в этой картине вся любовь разобрана в личных историях и воспоминаниях.

Феллини показывает нам с помощью стареющих, некогда великих клоунов, выступавших в знаменитых цирках, осколки старой довоенной Европы. Не будем проводить параллелей дальше — всё сказано самим Федерико. Про то, что цирк уехал, клоуны остались, а мир просто разучился смеяться. И поэтому теперь самым известным клоуном стало «Оно» из паноптикума Стивена Кинга. Но раньше клоуны были совсем другими…

Fellini Roma

Рим

Очень лично-хаотичный фильм. Но тем, кто любит Рим этот микс доставит не-ве-ро-ят-ное удовольствие. Потому что в Риме действительно так! И тогда, и сейчас, а значит — всегда. То есть хаос и буйство жизни в Риме делают его вечным.  Раскопки в метро, мотоциклетный марш по ночному городу — очень страшные новые сердитые хиппи, и трогательные ретросцены в публичном доме и любительском театре, даже «парад церковной моды» в Ватикане. В 1972 году все эти бессюжетности и экстравагантности зашли не очень. Тогда же еще не было клипового сознания. Ни у кого, кроме Феллини.

Слишком тут всё гудит, шумит, ревет, рвется, ругается, влюбляется. Рим такой. Хотя самого «Рима», то есть достопримечательностей и всяких открыточных клише тут не увидишь. Есть только настоящий Рим римлян. Кому из жителей городов приходится часто любоваться и удивляться красотам? Да вот вспомните, как мы пробегаем, не оборачиваясь, по площади Куйбышева, мимо Драмтеатра или пивзавода. А вот Федерико так же мимо-мимо и не глядя — колизеи, форумы, фонтаны — их нет в Риме Феллини. Есть шлюхи ватиканские. На них и смотрим.

La Voce della Luna

Голос луны

Последний фильм, завещание и… очень странно, но статус у этой картины какой-то необычный. Ее особо никто не любит и не хвалит, критики сетуют на усталость Федерико от жизни искусства и собственного творчества. Другие — наоборот находят в этой картине признаки этапа «позднего Феллини». Каким бы стал этот этап теперь мы уже не узнаем. Но, судя по «Голосу Луны» — еще более символическим и мечтательным. Даже если отбросить все эти рассуждения о несбыточном — перед нами великолепная и очень тонкая работа режиссера, который управляет гениальным актерским ансамблем.

Лунатик, как образ, конечно, еще грустнее, чем клоун или даже шлюха. Болезнь ведь не выбирают, в отличии от судьбы, где хотя бы иллюзия выбора присутствует. Особенно такую. Судьбу/Болезнь. Или наоборот?! Прекрасную страну собственных фантазий и победившей любви.

«Безумцы — личности, и каждый одержим чем-то своим. Мне кажется, что здравомыслие — это умение выносить невыносимое, жить без эксцессов»

pNa

Оставьте комментарий