Жизнь русской провинции в живописи Виктора Новокрещенова

В галерее «Вавилон» прошла выставка произведений Виктора НОВОКРЕЩЕНОВА (1950–2010) «Открытые миры» из собрания семьи художника.

Экспрессия цвета, динамика образов, сказочность и трепетная созерцательность – бесценное наследие, которое оставил нам художник Виктор Новокрещенов, яркий представитель самарского экспрессионизма. В работах талантливого колориста горит живая энергия, то, что можно назвать эссенцией бытия или таинственным сплавом космоса и хаоса русской души.

«Весна в Зубчаниновке»

Творческая жизнь его была насыщенной. Виктор Николаевич родился в Самаре, на улице Полевой, детство провел в милой сердцу Зубчаниновке. Они жили в маленьком уютном деревянном домике, на небольшом участке мать сажала не только овощи, но и цветы. Она знала в них толк, умела сохранять долго свежими, помещая на ночь в прохладу погреба. Художник любил цветы и часто изображал цветущий сад в своих работах.

После армии Виктор Новокрещенов поступил в Харьковскую художественно-промышленную академию и окончил ее в 1980-м, получив диплом по специальности «монументально-декоративное искусство».

Ранний период творчества отмечен поисками выразительных средств. Он рано начал осознавать то, что цвет бывает тяжелым, плотным, легким или прозрачным, и открыл определенные средства выразительности. Раннее творчество В. Новокрещенова также отмечено особым чувством музыкальности, когда живописная текстура пластично ритмизируется и одухотворяется.

Пять лет учебы позади, и вот он в Куйбышеве. В Творческо-производственном комбинате Союза художников он был автором многих витражей, росписей, мозаик. Занимался керамикой. После распада СССР Художественный фонд закрылся, и началась новая жизнь.

В девяностые годы с художником А. Ухановым состоялась творческая командировка в Подмосковье. Они писали древнерусские города. В. Новокрещенов полностью отдался архитектурному пейзажу, где использует цвет как основное средство для выражения эмоций и чувств. Хотя колорит многих пейзажей ярок, это не делает изображение декоративным, сугубо интерьерным. С помощью цвета Новокрещенов передает сущность предметов и явлений. Тогда он только нащупывал свой стиль.

В Зубчаниновке художнику легче дышалось и писалось. Жизнь проходила на небольшом участке земли, от которой исходил дух живой почвы. Летом цвели пионы, тюльпаны и подсолнухи. Он писал их и в цветении, и в пору их увядания, находя в нем, в увядании, своеобразную красоту идеи memento more («помни о смерти»).

Новокрещенов работал быстро и много. Признание пришло не сразу. В 1993 году состоялась персональная выставка в Зальцбурге. С той поры художник стал известен коллекционерам разных стран. За рубежом были выпущены открытки с изображением его картин. Сейчас его живописные работы находятся в частных коллекциях и галереях России, Европы, Америки.

Свое творчество Виктор Новокрещенов характеризовал: «О тебе, обо мне, о нас…» На самом деле он создал особенный мир провинциального городка, затерянного на перекрестке среди множества миров. Здесь всегда радостно, празднично, гротескно: на картинах – парящие над землей фигуры. Многие персонажи Новокрещенова держат в руках музыкальные инструменты. Если внимательно пройтись по выставке, можно увидеть гитару, мандолину, скрипку, гармонь, балалайку. Но и без них музыка живет на полотнах, видна в вихревых силуэтах танцующих фигур.

В пору зрелости художник обрел собственный почерк. Новокрещенова никогда ни с кем не спутаешь. Всегда динамичная, его живопись по сути – ярчайшее явление экспрессионизма в Самаре!

На картинах Новокрещенова в запечатленных архитектурных образах кирхи, костела, пивоваренного завода легко узнается Самара: «У пивзавода» (1999), «Кирха. Самара» (1999), «Кирха» (2004). В городе нет портретов современников. Художника интересовали отвлеченные образы – такие, как в картинах «Воспоминания прошедших лет» (2000), «Паренек с бутылью» (2002), «Прогулка на велосипеде» (2003), «Самарский пейзаж с котом» (2003), «Город» (2005). Окружающая действительность в них сочетается с фантастикой. К сожалению, большая часть работ на тему Самары ушла в частные коллекции.

Такова живопись Виктора Новокрещенова зрелого периода. Мир на его полотнах реально неустойчивый, но одновременно сказочный, с летящими фигурами. И они, фигуры, скорее всего – души, перелетающие из картины в картину. Самое главное для художника – это человеческая душа, именно ее он и стремился отразить в своих произведениях.

На полотнах этого периода нет примет современности – ни в быту, ни в костюме. Есть здания-ориентиры, все они из прошлого века. Вот картина с названием «Кирха». В небе над зданием – образ «славы». Весело прогуливаются по улицам этого незатейливого городка его жители – славный народец. Кто они? «Дон-Кихот и Дульсинея» (2004), «Девочка на колесе» (2004), «Веселый клоун» (2003), «Путешественник» (2003), «Шахматисты» (1992). Лукавой доброты полны все картины. Если вглядеться в среду обитания этого населения, то можно обнаружить два топографических объекта: Самара и Зубчаниновка. Поселковую тематику отразили следующие картины: «Красивый луг» (2004), «В лодке» (2003), «Весна. Родина» (2005), «Рыбак и рыбачка» (2005), «Лето. Дачные мотивы» (2008).

В живописи художник использует очень интересный прием колеровки. Заранее выливает на загрунтованную поверхность красочный состав из нескольких цветов, а после просушки, разглядывая пятна и потеки, линии и границы между цветными заливками, вдохновляется и раскрепощает свою фантазию. Все это помогает создать впечатление разнообразнейших текстур, будь то стены домиков, ткани одежды, поверхность плодов и цветов или фактура гротескных лиц персонажей.

В большинстве работ Новокрещенова как некий символ всегда присутствует муза. Как будто в танце застыла на фоне пивоваренного завода и в своих шелестящих юбках вместила весь мир: головы, профили, карты и разную мелочь. Почти во всех работах каблукастая дама – великанша, а мужчина – человечек, словно дитя малое. Вероятно, муза – это Россия, Самара, Зубчаниновка («Сны солдата» (1997), «Цыганская история» (1999), «Самарская история» (2004), «Провинция» (2009)).

Виктор Новокрещенов был человеком разносторонних интересов, обладал тонким музыкальным вкусом, постоянно слушал музыку. На выставке звучала музыка с дисков В. Новокрещенова. В придуманной стране поселяне поют и пляшут под гармошку, а горожане тренькают на гитаре. Самое трогательное чудо музыкальной техники в «затерянном мире» – шарманка («Шарманщик» (1997), «Музыка» (1997)). Но есть еще музыканты со скрипкой, саксофоном и контрабасом («С саксофоном» (2004), «Гитара у зеркала» (2010), «Вечерняя композиция с музыкой» (2010)). Полифония его живописных аранжировок такова, что все работы зрелого периода невольно обладают мажорным симфоническим звучанием.

Особая тема в творчестве Новокрещенова – плоды земли, выросшие в саду в Зубчаниновке. Они запечатлены в большом количестве натюрмортов. Написанные свободно, в яркой, слегка высветленной гамме, оставляют впечатление праздника. Букеты пионов, истекающие соком ломти арбузов, соседствующие со старыми стоптанными башмаками, кабачки и надутые тыквы, привядшие головки подсолнухов, свежевыловленная рыба, раки – все они приглашают восхититься ими.

Говоря о колорите в натюрмортах, следует отметить богатство оттенков зеленого, алого цвета. Природа наделила Виктора Николаевича способностью различать немалое количество оттенков одного цвета – до пятнадцати. Интересный объект вдохновения в натюрмортах Новокрещенова – старый самовар. Светлый праздник маленького мирка – чаепитие («Приглашение к чаю» (2009), «Чайные посиделки» (2010)). В живописных джунглях картин Новокрещенова встречаются собаки, кошки, петухи, рыбы, коровы («С любимыми кошками» (2004), «На празднике с петухами» (2004), «Петух и гусеница» (2005), «Композиция с рыжим псом» (2008)).

Работы последнего периода творчества В. Новокрещенова неожиданны своей реалистичностью, просты по решению и скупы по части выразительных средств. Поздние работы переполнены тонким трепетным чувством созерцания окружающей жизни. Облик большого дерева, живущего скрытной, напряженной жизнью в зимнюю пору, ранней весной или поздней осенью в саду, запечатлен в ряде пейзажных работ. Пейзажи овеяны ощущением таинственности, драматичности, тревоги, что сближает работы мастера с произведениями ярчайших экспрессионистов Европы («Лес. Зима проходит» (2007), «Лес. Март. Последний снег» (2008), «Мельница» (2010)).

Пейзаж «Ранняя весна» (2008) выполнен мастером легко, свободно, в колорите чувство гармонии. А вот пейзажи «Последний снег» (2008), «Солнечный день» (2009), «Вечерняя композиция с деревьями» (2010), «Городская окраина» (2010) – многоплановы, объемны, захватывают красивым колоритом строгих оттенков. В них музыка живописи и природы. В этой серии пейзажей палитра настолько красива и конкретна, что вместе с автором начинаешь постигать трепетность бытия.

В последний год жизни художник по-прежнему не расставался с жанровой тематикой. Это видно в картинах «Чайные посиделки» (2010), «Автопортрет» (2010), «Караван», «Шапито» (2010). И музыка также наполняла своим звучанием незабываемые полотна. Это была новая, приглушенная музыка, мелодию выводит, как правило, один инструмент: «Вечерняя композиция с музыкой» (2010).

Большая картина «Гитара у зеркала», написанная в 2010 году, располагается на выставке в центре экспозиции. Эта картина с образцами мебели ХХ века – ностальгическое воспоминание о детстве в материнском доме.

До последнего дня Мастер сохранял любовь к цветам. Красота цветов выражена через цвет, колорит, мазок («Красная рябина» (2008), «Композиция с черноплодной рябиной» (2009), «Букет» (2010)).

В последних произведениях соткана удивительная среда, где совпадают колористическое мастерство, чувство и созерцание, как откровение, возвышающее дух художника и наделяющее полотна трепетным дыханием жизни.

Его считали затворником, а он был Большой художник, Мастер живописи. До самого последнего часа жил и творил в доме, где прошли отрочество и юность. Это было обычное, всегдашнее состояние – работа. За неделю до смерти он купил множество холстов, краски, новую палитру…

Валентина ЧЕРНОВА

Член Ассоциации искусствоведов России, член Союза художников России.

Фото предоставлены автором

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 31 октября 2018 года,
№№ 15-16 (144-145)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *