Наследие: ,

Слушать и слышать: ритм-энд-блюз и соул по Матвею Сигалову

24 марта 2015

KingNewBreedRhythmBl

Матвей Сигалов продолжает знакомить вас с лучшим в популярной музыке Земли. На этот раз он отобрал пять альбомов ритм-энд-блюза и соула, которые надо послушать в первую очередь.

+ Бразилия по Матвею Сигалову

Aretha Frankln

I Never Loved a Man the Way I Love You ’67

MI0000015324

Для многих ( в том числе очень продвинутых меломанов ) будет сюрпризом тот факт, что это не первый, не второй и не третий альбом королевы соул музыки. Это ее двенадцатый (!!!!) альбом. 25-летняя Арета к 1967 году была практически ветераном. Первый альбом она записала в 1956 году в возрасте 14-ти лет, что было, на самом деле, не такой уж редкостью для певцов госпел того времени. Постепенно перейдя к светской музыке, Арета получила серьезный контракт с Columbia, что, впрочем, не сильно помогло ее карьере. Тамошние продюсеры просто не понимали что им делать с таким талантом — она записывала джаз, doo-wop, блюз, все подряд. Настоящий успех так и не приходил.

Однако после заключения контракта с Atlantic и встречи с продюсером Джерри Векслером все изменилось. Первый же совместный альбом превратил малоизвестную соул певицу в суперзвезду международного масштаба. Мне кажется, что решающую роль сыграли два фактора — выбор репертуара и понимание продюсером того, что надо просто позволить Арете быть той, кем она является. Без попыток загнать ее в какие-то стилистические рамки. Артист такого масштаба сам изобретает свой стиль/жанр. Или навсегда и бесповоротно изменяет уже существующий.

Интересный факт — альбом записан в легендарной студии Fame, в крошечном городе Muscle Shoals ( см. прекрасный документальный фильм «Muscle Shoals» ) в штате Алабама. Самая настоящая американская глубинка. И большинство музыкантов, играющих на одном из самых знаковых альбомов R&B и соул — белые.

Sly and the Family Stone

Stand! ’69

MI0001501914

Альбом был выпущен незадолго до легендарного выступления группы на Вудстоке, когда Sly & Co. находились в зените славы.
Сейчас практически невозможно себе представить насколько передовым было это звучание. Да, к тому времени уже все знали о James Brown, Isley Brothers и прочих. Но, по-моему мнению , именно эта пластинка обозначила начало конца сегрегации в популярной музыке. Абсолютно, по тем временам, невообразимый коктейль из фанка, рока, психоделии и прочего просто смёл все на своем пути. Не взирая на расовые предрассудки, классовые различия и культурные наследия. Белые подростки из богатых пригородов подпевающие Битлз и черные парни из городских трущоб слушающие «Papa’s Got A Brand New Bag»постепенно стали преображаться в однородную массу, что было бы немыслимо еще каких-то несколько месяцев назад.

Многие фрагменты альбома были впоследствии нещадно засэмплированы до полусмерти различными исполнителями рэпа и хип-хопа и это неудивительно. И по сей день все звучит живо и свежо, дерзко и непричесано. А ведь 45 лет прошло…

Marvin Gaye and Tammi Terrell’s

Greatest Hits ’70

a1f755d8bf318df05aacce9813dd3fec

Я не очень люблю сборники, компиляции, всякого рода Greatest Hits Vol.1 и прочее. Всегда покупал альбомы целиком — сначала на виниле, потом на CD, и даже сейчас, на iTunes, по одному треку предпочитаю не приобретать.

Тут — особый случай. Действительно отобраны самые лучшие записи этого легендарного дуэта. К сожалению, сотрудничество Марвина и Тамми было очень недолгим — певица умерла в возрасте 24 лет от опухоли мозга. Тем не менее, влияние, оказанное этим альбомом, в частности, на R&B и на поп-музыку в целом, здесь переоценить сложно. Rufus и Chaka Khan, Roberta Flack и Donny Hathaway — эти и многие другие классические R&B дуэты появились, я думаю, во многом благодаря Марвину и Тамми. Но каким бы эталонным не было их пение, волшебство бы не случилось, если бы не присутствовали еще два фактора. Первый — сами песни, написанные неповторимой командой Ashford и Simpson. Второй — The Funk Brothers, группа малоизвестных студийных музыкантов компании Motown, сыгравших на большем количестве хитов чем Битлз и Стоунз вместе взятые. ( см. замечательный документальный фильм » Standing In The Shadows Of Motown » )

Эти песни просочились во все уголки и щелочки — фильмы, рекламные ролики, праздничные открытки, не потеряв за многие годы ни капли свежести и искренности. Что само по себе, на мой взгляд, уникально.

Выражаясь словами одной из песен на этом сборнике — Ain’t Nothing Like The Real Thing, Baby!

Stevie Wonder

Songs In The Key Of Life ’76

MI0002053115

Многое можно написать об этом замечательном альбоме. Можно упомянуть небывалый коммерческий успех и рекордный по тем временам контракт, который Стиви заключил с Motown перед записью двойника ( его предыдущий контракт заканчивался и Motown ни в коем случае не хотел терять такого артиста ). Можно написать о влиянии, оказанном этим альбомом, на бесчисленное количество певцов и композиторов самых разных жанров. Можно написать целую диссертацию, музыковедческий анализ, благо материал более чем насыщенный и, несомненно, достойный. Но я ограничусь лишь тем, что скажу следующее — это больше чем собрание песен ( песен потрясающих ) и замечательное исполнение. Это бесценный исторический и культурный документ без которого невозможно понимание Америки семидесятых. В этих треках — жизнь, пульс, дыхание целого поколения. В этом, на мой взгляд, и заключается суть неимоверного таланта Стиви — возможность запечатлеть свою эпоху и, в то же время, сделать ее доступной, понятной и близкой для своих детей, внуков и правнуков.
Классический альбом. Независимо от жанров, категорий и временных периодов.

Earth, Wind & Fire

I Am ’79

MI0000755797

Музыку Earth, Wind And Fire знают все. Даже люди не имеющие ни малейшего понятия о том, что такое соул и R&B, практически наверняка, слышали «Shining Star» или «September» хотя бы пару раз. Но «I Am» — альбом, на мой взгляд, уникальный. Он,безусловно, беззастенчиво коммерческий — все лучшие студийные музыканты Лос-Анджелеса того времени засветились на этих треках в большей или меньшей степени. Лучшие композиторы, в числе которых, еще не ставший к тому времени легендарным, David Foster, написали песни. Лучшие инженеры микшировали и делали мастеринг. Тем не менее, безусловная нацеленность на верхушку хит-парада ничуть не идет в ущерб музыкальности, вдохновению и естественности. И как результат — музыка в которой любой слушатель, независимо от уровня подготовки, найдет что-то близкое ему. Можно просто танцевать до упаду под «Boogie Wonderland», а можно с карандашом и бумагой всерьез анализировать гармоническую последовательность в «After The Love Has Gone». Кому что нравиться, как говорится. А то, что понравиться — гарантирую!

pNa

Оставьте комментарий