Наследие:

11 ролей «идеального воплощения сверхчеловека» — Рутгера Хауэра

9 августа 2019

В июле ушел величайший голландский актер и один из лучших артистов планеты — Рутгер Хауэр.

Самкульт выбрал несколько его ролей, которые останутся в нашей памяти навсегда.

«Идеальным воплощением сверхчеловеком» Рутгера Хауэра назвал Филипп К. Дик.

Уикенд Остермана

1983

Последний фильм Сэма Пикенпа. Для тех, кто интересуется американским кино уже этого достаточно.

Прекрасный фильм про паранойю. Некто, вроде бы из ЦРУ, «доказывает» герою Хауэра, что его ближайшие друзья, с которыми он планирует провести уикенд, все, как один, красные агенты.

Фильм хорош со всех сторон, в конце концов, это Пекинпа, и за возможность сыграть в его фильме, звезды первой величины, такие, как Берт Ланкастер и Деннис Хоппер согласились работать почти бесплатно.

В большом ансамбле больших артистов Хауэр выглядит органично-психопатично. В его галерее героев, медленно сходящих с ума по мере развития сюжета, — один из лучших.

И, конечно, отдельное удовольствие — это сам стиль шпионского кино восьмидесятых. Здесь, «империя зла» и страх перед красными показаны так ярко, еще и потому, что это — конец эпохи. Через два года начнется перестройка-гласность, и красные агенты — хоть двойные, хоть тройные, как одеколон, будут выглядеть уже не так инфернально.

Восточные сладости

1973

Фильм, который неизбежно сравнивают с «Последним танго в Париже» и «Вальсирующими». Молодой Пауль Верхувен, который позже станет знаменит на весь мир, как Пол Верховен, здесь предстает во всей красе — фильм, который способен эпатировать зрителя даже сегодня, через 45 лет. И Рутгер Хауэр — тоже! Воплощение сексуальных желаний, бунтарь, современный художник и супер….рь.

Если вы еще не видели этого фильма, то вам предстоит настоящее наслаждение. Фильм не просто красив — это тот самый случай, когда несколько очень талантливых и молодых людей создают свой opus magnum. Третьим, вместе с Верхувеном и Хауэром был Ян де Бонт — оператор, который сейчас знаменит на весь мир, как режиссер.

В итоге — вечная и неустаревающая голландская версия произведения, про то, «как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя…»

И самый знаменитый голландский фильм за всю историю — вполне подходящий сине-символ для Нидерландов.

Побег из Собибора

1987

Рутгер Хауэр играет лейтенанта Александра Печерского, возглавившего восстание в лагере смерти Собибор… Но только на 30 лет раньше, чем Константин Хабенский.

Честно говоря, на еврея-индентанта Рутгер Хауэр похож не очень, и его героический образ выглядит достоверным для всех, кроме нас. По крайней мере, именно за эту роль Хауэру дали «Золотой Глобус» — телевизионный аналог «Оскара».

Это, кстати, единственная серьезная награда Хауэра за всю карьеру, а он снялся почти в 150 фильмах!

Леди Ястреб

1985

Зрелищный фильм по красивой «легенде», сочиненной в Голливуде, на средневековом материале.

Злой епископ-колдун наложил заклятие на влюблённых друг в друга красавицу Изабо и рыцаря Этьена Наваррского — «всегда быть рядом и никогда не быть вместе»: рыцарь от захода солнца до восхода превращается в волка, а красавица от восхода до заката становится ястребом.

Невероятный дуэт главных героев — Мишель Пфайффер и Рутгер Хауэр. Образ рыцаря для Хауэра стал одним из самых привычных в карьере, но тут он походя рушит образ прекрасного всадника. То есть шевалье, конечно, без страха и упрёка, но уж слишком мрачен ликом и черен нарядом.

Режиссер Ричард Доннер более всего известен, как человек, снявший первый современный фильм про супергероев — «Супермена» с Кристофером Ривом. А еще первый «Омен». Так что демонический герой с суперспособностями в исполнении Хауэра выглядит тут не просто красиво, а очень.

Еще один фирменный знак фильма — синти-поп музыка, сочиненная Эндрю Пауэллом и сыгранная Alan Parsons Project.

Плоть и Кровь

1985

Первый фильм Верховена на английском и один из самых epic fail в кино 80-х. Несчастных 100 тысяч долларов фильм собрал в США из-за самого жесткого возрастного рейтинга! Это, конечно, тоже помогло фильму приобрести культовый статус.

Тут Рутгер иногда даже щеголяет в белом. Антирыцарь, точнее, убийца рыцарей-аристократов — ландскнехт, профессиональный вояка, грабитель и насильник. Занимается этим всем с удовольствием и зрелищно. Харизматично и саркастично.

Фильм отличается натурализмом и в советских видеосалонах шел, как «боевик-ужасы-эротика» — е..т и убивают здесь много и извращенно — страдающее средневековье с намеками на ренессансекс. Красота опять же вокруг неописуемая — снимался фильм в замке Бельмонте, близ Пармы.

Верховен впервые получил хоть и небольшой, но американский бюджет, поэтому получился такой спагетти-медиавал-вестерн. Деньги потрачены с шиком и изяществом — несмотря на банальность название описывает фильм полностью. Даже плюсик, вместо союза «и».

Хауэр великолепен, но в каком-то смысле это — лебединая песня. Flesh+Blood — последний фильм в 15-летнем творческом союзе Пол Верховена и Рутгера Хауэра. Но тогда они оба еще об этом не знали.

Легенда о святом пропойце

1988

Одна из самых необычных ролей Хауэра. Он гениально играет меланхоличного алкоголика, бывшего шахтера, а теперь клошара, живущего под мостами Парижа.

Голландец в главной роли, итальянский незаметный гений — Ольми — режиссер, фильм по рассказу австрийца Йозефа Рота, дело происходит в Париже. Арт-хауснее не придумаешь, но при этом сложно найти в огромной фильмографии Хауэра настолько пронзительную роль и естественный образ.

Фильм очень трогательный и светлый. Хауэр хрупок и глаза сияют синеватым спиртовым огоньком.

Попутчик

1986

Кристальной чистоты образчик хоррора. Никаких вам спецэффектов, ну, разве только взрыв бензоколонки или девушку грузовиками разорвут.
Некто, назвавшийся Джоном Райдером, убивает случайных людей, полицейских, всех, кто попадается ему по дороге. И делает с наслаждением и обаянием, как только Рутгер Хауэр умел.

Фильм пользовался большой популярностью в позднем СССР. Такой лихой парень — готовый убивать просто ради забавы и сам готовый ради забавы умереть… Сколько русских Джонни Райдеров вышло из кооперативных видеосалонов 80-х на жестокие дороги 90-х — не знает никто. Там они и остались на обочинах, без крестов и цветов их могилы, но они есть.

Вот, что думается после просмотра фильма «Попутчик» сейчас, в 2019 году. А тридцатью годами раньше, Стивен Кинг назвал этот фильм среди своих любимых «ужастиков».

Внутри Третьего Рейха

1982

Один из удивительных документов, описывающих жизнь верхушки фашистской Германии — это воспоминания Альберта Шпеера. Гитлер очень любил архитектуру и уделял ей большую роль, поэтому Шпеер стал его конфидентом еще в 30-х, когда самому Шпееру не было 30 и он был «молодой-талантливый» — надежда арийской архитектуры. Академиков Адольф по понятным причинам не переносил.

Шпеер был рядом с Гитлером десять лет, фюрер ему доверял и даже дружил. Весной 1945 Шпеера взяли союзники, осудили в Нюрнберге и писал воспоминания он уже в тюрьме, где отсидел, как фашистский преступник 20 лет.

Вот по этой книге и снят телефильм. В роли Шпеера — Хауэр. Фильм малоизвестен в России, но сейчас особенно интересно, как Шпеер описывает, а Хауэр играет это обольщение абсолютным злом.

В попытке рассмотреть в дьявольском лике человеческие черты, этот фильм похож на советские «17 мгновений». Нельзя сказать, что герой Хауэра выглядит положительным, но харизмы не отнять, да и понимание с годами приходит — дьявол бьет в барабан всегда, и слушающий его сперва сам становится жертвой, и лишь потом — палачом.

Бомж с дробовиком

2011

Фильмография у Рутгера Хауэра такая пестрая, что в ней можно все найти. Даже grindhouse. Этот фильм снят по одному из фальшивых трейлеров, которые идут перед дилогией Тарантино-Родригеса.

Режиссер-дебютант Джейсон Айзенер — большой любитель треша и VHS-картинки. По стилю и подаче — это немного трогательный, но очень кровавый hommage кино 80-х.

Поэтому Рутгер Хауэр выглядит вдвойне символично, всаживая заряд из помпы в живот очередному невероятно мерзкому негодяю. Он ведь и сам играл в тех фильмах, четверть века назад, негодяев, героев — всех.

И вот купив себе дробовик — честно, за деньги, полученные от поедания стекла на камеру, он возвращается во времена собственной молодости — в нарочито жестокое и отвратное кино, чтобы расправиться с собственным прошлым. Впрочем запредельный натурализм и жестокость этого фильма как-то даже делают его еще сказочней и потому — сентиментальней.

Мы ведь знаем, какие картинки мелькают перед глазами старого бомжа Рутгера, когда он с пониманием смотрит на отпиливание очередной головы. Ему и самому… такая вот ностальгия по эпохе видеосалонов. Залп. Дробь в перемешку с кишками. Детства чистые глазенки. Там есть сцена, где Рутгер обращается к младенцам. Попробуйте досмотреть.

Бегущий по лезвию

1982

Рутгер Хауэр считал роль репликанта Роя Батти главной в своей карьере. Филипп К. Дик считал Хауэра идеальным воплощением сверхчеловека.

Надеюсь, тем, кто видел этот великий фильм не надо объяснять, что главная роль в «Бегущем по лезвию» принадлежит не Декарду, который и сам репликант, но не знает об этом, а повстанцу Рою Батти — боевой машине и сверхчеловеку будущего.

Рутгер Хауэр сам придумал знаменитую финальную фразу в своем монологе — про tears in rain. Поэтому уже сейчас можно сказать, кто будет легендарным героем для будущих лидеров репликантского подполья и первых роботов-повстанцев.

Если в 1982 году еще можно было сомневаться в том, что так и будет, то теперь вы и сами, читатель, — простенький киборг, не способный жить без экрана с которого читаете эти строки.

Мельница и крест

2011

Один из самых художественных фильмов в карьере Рутгера Хауэра. Но это художественность особого рода — фильм посвящен картине Питера Брейгеля Старшего «Путь на Голгофу» или «Несение креста».

Польский режиссер Лех Маевский «оживил» дюжину (из пяти сотен!) персонажей картины, в том числе самого художника и его заказчика — богатого антверпенского купца Никласа Йонгелинка. Его сыграл Майкл Йорк. Художник объясняет меценату символизм картины, а режиссер показывает эту грандиозную картину средствами современного кино и это великолепное, завораживающее зрелище. Очень художественный фильм в самом высоком смысле!

Рутгер Хауэр играет великого художника и национального гения — сам великий художник и национальный гений. Но смотреть фильм надо не поэтому.

pNa

Оставьте комментарий