Наследие: ,

Сражалась каждая нота…

9 апреля 2015

2_Дмитрий Шостакович

70-летию Великой Победы посвящается…

Самаре в годы Великой Отечественной войны выпала особенно ответственная миссия — стать запасной столицей, в которую были эвакуированы правительство, крупнейшие предприятия, иностранные посольства, золотой художественный фонд интеллигенции, писательские и композиторские организации, Большой театр Союза ССР в полном составе и другие творческие коллективы.

Запасная столица. Оперно-балетное направление

Несмотря на суровость времени, культурная жизнь запасной столицы поражает! Фестиваль оперного искусства, посвященный 70-летию Великой Победы, напомнит только об одном направлении — оперно-балетном, которое очень точно отражает величие духа победителей вселенского зла — фашизма.

В октябре 1941 года в Куйбышев был эвакуирован Большой театр в составе 500 человек. На сцене Куйбышевского театра оперы и балета до сентября 1943 года прославленный коллектив выпустил девять оперных и пять балетных премьер — постановки выдающихся мастеров: дирижеры С. Самосуд, А. Мелик-Пашаев, В. Небольсин, Ю. Файер, Л. Штейнберг, режиссеры Е. Соковнин, Н. Домбровский, Р. Захаров, балетмейстеры А. Мессерер, А. Радунский, В. Вайнонен, Л. Поспехин, художники П. Вильямс, М. Петровский.

1_Батурин - Вильгельм Тель
В Куйбышеве впервые в стране были поставлены патриотическая опера Дж. Россини «Вильгельм Телль» и опера П. Чайковского «Черевички», постановщики и исполнители которых были удостоены Сталинских премий. Свои премии они передали в фонд обороны страны на постройку самолета.
На всесоюзную премьеру «Вильгельма Телля» газета «Правда» 7 ноября 1942 года опубликовала развернутую рецензию В. Катаева и Д. Шостаковича.
Одну за другой, как в мирное время, театр выпускает премьеры: «Пиковая дама», «Иван Сусанин», «Евгений Онегин», «Алые паруса»; восстанавливаются «Лебединое озеро», «Травиата», «Севильский цирюльник», «Тщетная предосторожность», «Кармен»; ближе к концу пребывания в Куйбышеве привозятся «Аида», «Дон Кихот» и «Бахчисарайский фонтан».

Все спектакли активно востребованы тружениками тыла: «Евгений Онегин» показан 60 раз, «Пиковая дама» — 38 раз, «Иван Сусанин» — 11 раз, «Алые паруса» — 15 раз, «Лебединое озеро» — 16 раз, «Травиата» — 57 раз и т. д.

Артисты проводят много концертов, в которых принимают участие лучшие силы театра. С концертами на разных сценах города и области выступали В. Барсова, Н. Шпиллер, И. Козловский, М. Максакова, Н. Обухова, М. Михайлов, М. Рейзен, А. Пирогов, П. Норцов, М. Семенова, балерины О. Лепешинская, И. Тихомирнова, виолончелист С. Кнушевицкий, скрипач Ю. Реентович, арфистка В. Дулова…
Многие спектакли («Евгений Онегин», «Вильгельм Телль», «Алые паруса», «Лебединое озеро») и концерты театр давал как шефские для воинов, для семей погибших бойцов.
13 мая 1942 г. партию Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро» станцевала великая Марина Семенова. В сентябре 1942 г. Ольга Лепешинская познакомила зрителей со «Слепой» Л. Якобсона, которую уже в мирное время гениально танцевала Алла Шелест.

1_О. Лепешинская - Алые паруса
Вообще, следует сказать, что Ольга Лепешинская танцевала в Куйбышеве очень много: в выпускаемых премьерах — Ассоль в «Алых парусах», Лизу в «Тщетной предосторожности», в текущем репертуаре — Одетту—Одиллию, Китри. До конца своей очень насыщенной жизни она свято хранила память об этих годах.

В музее Большого театра обобщены цифры огромной подвижнической патриотической работы коллектива: «За время пребывания театра в Куйбышеве было дано 10 шефских спектаклей и 448 концертов в госпиталях. На фронт послано 7 бригад, давших 1140 концертов. 41 концерт был дан на колхозных полях, в фонд обороны перечислено свыше 1 900 000 рублей».

Седьмая симфония

Со вторым эшелоном Большого театра в Куйбышев был эвакуирован с семьей Д. Шостакович, который хотел непременно на фронт, но по зрению не был призван в ряды Красной Армии. С собой он привез рукопись трех частей Седьмой симфонии. Четвертую часть, им самим названную «грядущей победой», он завершил уже в нашем городе 27 декабря 1941 года.

2_Дмитрий Шостакович
А 5 марта 1942 года на сцене Куйбышевского театра оперы и балета свершилось историческое событие — в исполнении оркестра Большого театра под управлением С. Самосуда впервые прозвучала Седьмая («Ленинградская») симфония Д. Шостаковича.

«Оркестр Большого театра под управлением Самосуда превосходно репетирует мою длинную 7-ю симфонию. Вчера впервые были проиграны 1-я и 2-я части. На меня это произвело сильное впечатление, и я полдня ликовал, радуясь своему детищу» (из письма Д. Шостаковича из Куйбышева своему другу И. Гликману, профессору Ленинградской консерватории, эвакуированному в Ташкент).

Бесконечно сдержанный и скромный Шостакович ни одним словом не обмолвился о том, что Седьмая симфония имела триумфальный успех. Он оставался как бы безучастен к громадной славе Седьмой, славе, принявшей очень скоро мировые масштабы.
Концерт из Куйбышева транслировали все радиостанции Советского Союза, отсюда началось ее триумфальное шествие по лучшим сценам страны и всего мира под управлением гениальных дирижеров — Е. Мравинского, А. Тосканини…

«Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний смертный бой с черными силами... Шостакович прильнул к сердцу России и сыграл песнь торжества» (из статьи А. Н. Толстого в «Правде» от 16 февраля 1942 года).

И сегодня «Ленинградская» симфония — одно из наиболее репертуарных симфонических произведений. Незабываем концерт в Куйбышеве под управлением Геннадия Проваторова и симфонических оркестров филармонии и театра к 30-летию Победы. К 60-летию Победы 2 мая 2005 года в Самарском академическом театре оперы и балета Седьмую симфонию исполнил оркестр Большого театра под руководством Александра Ведерникова. Неоднократно она звучала и в Самарском академическом театре оперы и балета (дирижеры Владимир Рылов, Александр Анисимов).

Куйбышевский театр оперы, балета и музыкальной комедии

На фоне этих грандиозных творческих событий решением облисполкома от 13 июля 1941 года куйбышевские музыкальные театры были объединены в один театр под титулом «театр оперы, балета и музыкальной комедии». В этом качестве они работали до 1949 года.
Работа Большого театра, его солидный оперный и балетный репертуар, воплощаемый выдающимися мастерами, требовал от куйбышевцев изменения репертуарной политики. Основу репертуара наряду с русской оперной классикой составляли оперетты и музыкальные комедии.

3_Табачный капитан (1)
Руководил театром основатель нашего оперного, известный дирижер, композитор, режиссер и педагог Антон Александрович Эйхенвальд. Первая постановка самой известной его оперетты «Табачный капитан» состоялась в октябре 1942-го и стала серьезной творческой победой коллектива. Спектакль прошел более ста раз. Переполненный зрительный зал бурными аплодисментами реагировал в финале спектакля на слова о Родине: «Ты будешь стоять сильна и крепка и встретить сумеешь любого врага». Потом эта оперетта была включена в репертуар многих столичных и областных театров.
Мировой премьерой театра стала и постановка музыкальной комедии Я. Фельдмана «Чапаевские дни». С неизменным успехом театр показывал «Свадьбу в Малиновке» Б. Александрова, «Сорочинскую ярмарку» А. Рябова, классические оперетты «Сильва», «Баядера», «Марица» И. Кальмана, «Перикола» и «Дочь тамбурмажора» Ж. Оффенбаха, «Аршин мал алан» У. Гаджибекова.
Кумирами публики были неподражаемые Анна Атаманова (Сильва, Марица, Баядера), Тарас Демидов (Петр I, Чапаев, Эдвин, Ахмет, Раджами), Людмила Сатосова, уже в мирное время ставшая звездой советской оперетты.
Оперная труппа имела своих героев — Лариса Борейко (сопрано), Полина Ефремова (колоратурное сопрано) принимали участие даже в спектаклях Большого театра, выступая, соответственно, в партиях Татьяны и Виолетты Валери. Меццо-сопрано Панна Агеева пела Любашу, Леля, Кармен.
Как и московские коллеги, куйбышевцы с первых дней войны много сил отдавали шефской работе в воинских частях, на призывных пунктах, в госпиталях, в колхозах и совхозах. Одиннадцать раз артисты театра выезжали с концертами на фронт.
В составе группы ведущих артистов страны в 1943 году на два месяца на фронт выезжала солистка оперы П. Агеева. В 1944 году театр со спектаклем «Аршин мал алан» выступал в частях 1-го Прибалтийского фронта, показав 56 спектаклей.
В 1944 году театр получил две благодарственные телеграммы от И. В. Сталина за перечисленные 102 000 рублей на строительство самолета «Советский артист», 148 795 рублей на строительство танков.

В частях действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны воевали многие творческие работники театра разных лет — дирижер Л. Оссовский, Н. Коваленко (баритон), И. Зотов (бас), А. Лисовский (тенор), П. Конышев (тенор), П. Воинов (бас), Л. Куриков (баритон), В. Афанасьев (тенор), В. Кузнецов (бас), В. Григорьев (артист балета), артисты оркестра И. Зубцов, С. Клемперт, П. Дугаев, помощник режиссера Р. Тасин-Расин. Они вернулись с фронта и продолжили работу в театре.

Пребывание в Куйбышеве Большого театра сыграло значительную роль в биографии Куйбышевского театра оперы и балета. Знакомство и работа с мастерами столичного театра служило отличной школой и мерилом вкуса. Дирижер Л. Штейнберг осуществил с куйбышевским коллективом постановку оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», художник П. Вильямс оформил спектакли «Табачный капитан» и «Дочь тамбурмажора».
В 1942 году была организована экспериментальная музыкальная студия, которую возглавил режиссер и балетмейстер Р. Захаров, а вокальным отделением занималась М. Максакова.

Дружба военных лет

Победа советского народа в Великой Отечественной войне, возвращение театра в родной дом поставили новые творческие задачи в формировании репертуара, качестве выпускаемых спектаклей, коллекционировании труппы. Военное время и плотная работа с Большим научили многому. Уроки тех лет не забывает и нынешнее руководство отреставрированного театра, ставя во главу угла русский классический репертуар и шедевры мировой классики.
Дружба Большого и куйбышевского театров, родившаяся в трудные годы, сохраняется и по сей день. Артисты Большого театра — непременные участники всех фестивалей и памятных концертов.
По уже сложившейся традиции артисты Большого театра разделяют нашу радость по случаю Великой Победы. В фестивале, посвященном ее 70-летию, будут участвовать ведущие солисты главного театра страны — народная артистка РФ Ирина Долженко (меццо-сопрано), заслуженный артист РФ Михаил Казаков (бас), заслуженный артист РФ Андрей Григорьев (баритон), лауреат международных конкурсов Максим Пастер (тенор), лауреат международного конкурса Светлана Шилова (меццо-сопрано).
В афише фестиваля «Песнь торжества» — премьеры опер русских гениев Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова. Концерт «По страницам спектаклей военных лет» воскресит в памяти многие славные страницы музыкальной жизни военного Куйбышева.

Светлана Хумарьян 

Театровед, заслуженный работник культуры России, почетный гражданин Самарской области.

Фото из архива автора

 

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 6 (73) за 2015 год

pNa

Оставьте комментарий