Наследие: ,

10 лучших фильмов Вуди Аллена за 80 лет жизни и полвека в кино

2 декабря 2015

1448441696019

1 декабря Вуди Аллену исполнилось 80. А ведь, казалось, еще недавно, он играл молодого русского солдата, мечтающего убить Наполеона, выступал в стендапе, был сперматозоидом. Самкульт взял десятку лучших фильмов Аллена из рейтинга IMDB и снабдили их цитатами из лучших русскоязычных рецензий. Кстати, чтобы вы поняли, как Аллен-человек недалеко ушел от Аллена-персонажа, смотрите на бюджеты и доходы от проката.

1429548387_1278628586_kadrs

10. Мужья и жены 

1992

В ролях: Вуди Аллен, Сидни Поллак, Рон Рифкин, Лиам Нисон, Джуди Дэвис, Миа Фэрроу,Джульетта Льюис.

Бюджет: 20 миллионов. Прокат: 10,5 миллионов.

IMDB: 7,6

Вуди Аллен практически случайно вступает в отношения со своей молодой студенткой Джульет Люисс, но там больше комическая ситуация, кто бы мог сомневаться… Вообще, я уж не знаю, что там творилось в реальной жизни Аллена и Фэрроу, но их отношения на экране отдавали необыкновенным реализмом, который усиливается также и за счет периодического использования псевдо-документальной манеры съемок и ручной камеры. Фильм больше серьезный и в некоторых сценах трагичный, но, как это умеет Аллен, вставив то тут, то там несколько глуповатых фраз, все с этаким горько-смешным оттенком.

Рецензия Афиша

filmz.ru_f_59329

9. Матч Поинт

2005

В ролях: Мэттью Гуд, Эдди Марсан, Эмили Мортимер, Скарлетт Йоханссон, Джонатан Рис-Майерс, Брайан Кокс, Тоби Кеббелл, Александер Армстронг, Пол Кей, Пенелопа Уилтон, Дженис Келли.

Бюджет: 15 миллионов. Прокат: 78 миллионов.

IMDB: 7,7

Первые кадры — теннисный мячик, переваливающийся через сетку, — ключ ко всему фильму, где решающую роль играет случайность: в финале у метафорического мяча еще появится сногсшибательная визуальная рифма. Это так непохоже на Аллена, но тут многое на него непохоже: готовясь к 70-летнему юбилею, режиссер как будто искупался в кипящем молоке. Дело не в том, что Аллен впервые в жизни снял фильм целиком в Англии и почти исключительно с английскими актерами (не считая Йоханссон, конечно). И не в том, что впервые с конца 80-х герои Аллена не рассуждают о Бергмане и Достоевском, а проживают их. И даже не в том, что на два часа экранного времени приходится, кажется, одна-единственная шутка (правда, очень смешная). Главное — что, сменив декорации и интонации, Аллен, последние лет пятнадцать неумолимо приближавшийся к точке, после которой молодые наглецы начнут снисходительно (и, что самое ужасное, не без оснований) похлопывать по плечу, вдруг взял и показал всем кузькину мать, спроворил свежую, смелую, энергичную постановку без единого признака творческого угасания. Ну правда, это как если бы какой-нибудь теннисный пенсионер проснулся утром, размялся в парке, а потом пошел бы и выиграл Уимблдон.

Станислав Зельвенский

f_77605

8. Полночь в Париже

2011

В ролях: Рейчел МакАдамс, Оуэн Уилсон, Кэти Бейтс, Курт Фуллер, Мими Кеннеди,Майкл Шин, Нина Арианда, Карла Бруни, Морис Зонненберг, Марион Котийяр, Элисон Пилл, Кори Столл, Том Хиддлстон, Леа Сейду, Эдриен Броди

Бюджет: 17 миллионов. Прокат: 151 миллион.

Самый кассовый фильм Вуди Аллена!

IMDB: 7,7

Не скажу, что Вуди Аллен открыл мне окно в Париж, однако очевидно одно: для него этот город — повод лишний раз обернуться назад и остановить мгновенье. Воистину, мгновенье прекрасно. О чём бы вы ни вспоминали, бродя в полночь по улицам, вы узнаете это сладкое чувство меланхолии, влюблённости и тоски. Вместо открыточных видов Франции режиссёр предлагает нам прогуляться по собственным наивным фантазиям, и это подкупает — как от удивления открытый рот главного героя. Ровно в двенадцать часов ночи Гил Пендер садится в жёлтый автомобиль и едет в прошлое. Он знакомится с теми, на кого так хочет быть похож, и они принимают его за своего. Сидеть за одним столом с Дали, танцевать с женой Фитцджеральда, побывать в гостях у Гертруды Стайн… От этого захватывает дух, но к утру мираж рассеивается, и Гил просыпается в объятиях своей американской подружки, которая приехала в Париж, чтобы сделать пару красивых фотографий, вкусно поесть и отдохнуть.

Рецензия Кинопоиск

zelig-2

7. Зелиг

1983

В ролях: Вуди Аллен, Пол Невенс, Ральф Белл, Миа Фэрроу, Гарретт М.Браун

Бюджет: ? Прокат: 11 миллионов.

IMDB: 7,8

Смелый эксперимент с мокюментари. Вуди Аллен с этим фильмом заметно опередил эпоху.

США. Конец 1920-х годов. Эпоха джаза, подпольных клубов и дешёвого алкоголя (если, конечно, вы сможете его достать). Газеты готовы растиражировать любой скандал, раздуть из малоинтересного факта сенсацию мирового масштаба. Персона Леонарда Зелига подходит для этого идеально. Зелиг – человек-хамелеон, он с поразительной точностью перенимает повадки людей, с которыми вступает в контакт. Это относится не только к профессии или социальному статусу его окружения, но и к национальности и даже цвету кожи. Только что он был гангстером, вальяжно наблюдающим за танцполом одного из клубов, через несколько минут он уже играет на сцене в составе негритянского оркестра. Врачи помещают Зелига в больницу, где пытаются разобраться в причинах этого феномена. Наблюдение ведёт молодой психиатр Эйдора Флетчер. Почуяв «жаренное», журналисты разносят весть о Зелиге по всей стране. США с замиранием сердца следят за судьбой нового любимца нации.

Как и в большинстве своих режиссёрских проектов, главную роль Вуди Аллен оставил за собой. Представить кого-то иного в образе Леонарда Зелига просто невозможно. Сценарист-Аллен писал главного героя, как говорится, с себя, сам же и сыграл – всё закономерно. Зелиг – классический для Аллена-режиссёра герой: во-первых, он явный неврастеник; во-вторых, конечно же, еврей; в третьих, хочет любить и быть любимым.

Рецезия Киномания

The_Purple_Rose_of_Cairo_wallpapers_13778

6. Пурпурная роза Каира

1985

В ролях: Миа Фэрроу, Джефф Дэниелс, Дэнни Айелло, Ирвинг Мецман, Стефани Фэрроу,Дэвид Кисерман, Элейн Гроллман, Виктория Зуссин, Марк Хаммонд, Уэйд Барнс, Пол Херман.

Бюджет: 15 миллионов Прокат: 10 миллионов.

IMDB: 7,8

В излюбленной ироничной манере Вуди Аллен препарирует зрителя и самую иллюзию кино, пересказывая известную истину, что идеальный образ героя, и сыгравшего его актера, — это далеко не одно и то же, а подчас и прямо противоположенные ценностные ориентиры. Тонкий удар для тех, кто верит, что голливудские актеры такие же замечательные, какими стараются выглядеть на публике. Прокат подходит к концу, афишы сорваны и проектор гаснет. Где-то здесь кончается сказка, для Сессили она кончается нравоучительной трагедией, но все временно. Индустрия еще себя не исчерпала, и завтра покажут новый фильм. Девушка все с такими же бесконечно влюбленными глазами будет смотреть на широкий экран, где Фред Астер и Джинджер Роджерс танцуют волшебный вальс.

Но кино ведь не виновато, оно не разрушительно. Кино благосклонно принимает в свой мир людей, разочаровавшихся в реальной жизни. Тут, правда, лучше не знать, о процессе его производства, иначе волшебство может обернуться суровой прозой жизни и жестким бизнесом. Об этом и рассказывает, как мне кажется, чудесный, умный фильм Вуди Аллена «Пурпурная роза Каира».

Рецензия Афиша

kinopoisk.ru

5. Любовь и смерть

1975

В ролях: Вуди Аллен, Дайана Китон, Жорж Аде, Ллойд Баттиста

Бюджет: 3 миллиона. Прокат: 20 миллионов.

IMDB: 7,8

Корифей кошерной шутки – американец Вуди Аллен к литературе Старого Света явно неравнодушен. В «Любви и смерти» приджазованный гуру мозгляков-очкариков, зацикленных на семитском происхождении и психоанализе по-свойски обхаживает кряжистую мудрость Большого Русского романа. Сценарист Аллен ботает по «Толстому/Достоевскому», актер Аллен носит гуцульский колпак и эполеты, режиссер Аллен виртуозно стебает сильных мира кино.

Итак, плохо дрессированная толстопятая Русь 19 века. Под балалаечный наигрыш, «гоп-гоп, казачок» преспокойно живут, небо коптят братья Грушенко. Старшие – Иван да Михаил – валандаются в траве; младший – Борис – одержим иисусистыми видениями и ведет задушевные беседы с родственницей Соней. Барышня Соня – тот еще мармелад: наполовину – святая, а наполовину – блудница вавилонская. Борис питает тщетные надежды на то, что ему достанется первая часть…

Рецензия Киномания

crimes-and-misdemeanors

4. Преступления и проступки

1989

В ролях: Вуди Аллен, Анджелика Хьюстон, Алан Алда, Миа Фэрроу, Мартин Ландау,Джоанна Глисон, Джерри Орбач, Дженни Николс

Бюджет: 19 миллионов. Прокат: 18 миллионов.

IMDB: 8,0

Об этом фильме невозможно написать без спойлеров, поэтому скажу так: он о том, почему в жизни хорошему человеку плохо, а плохому человеку хорошо. Очень горькое кино, сладкое и горькое как грейпфрукт. И редкий алленовский фильм, где он включен в историю и переживает ее через себя. Я не про то, что он где-то сам играет, а где-то его персонажей играют актеры. А про то, что в 1989 году Аллену, счастливому сукиному сыну и по части женщин, и по части денег и славы (было бы кому, как говорится, впадать в меланхолию), отчего-то было херово. Вот он сидел так в каком-нибудь баре, пил горькую и, как это бывает в кино, думал, думал, думал. И, как это обычно выходит в жизни, так ничего и не придумал. «Преступления» не говорят нам о том, что хорошему человеку всегда плохо, а плохому всегда хорошо. Вероятность такого, наверное, 50 на 50. Но их сила, горечь и злость в том, что они сняты как раз о вторых пятидесяти процентах.

Рецензия Афиши

filmz.ru_f_59128

3. Ханна и её сёстры

1986

В ролях: Вуди Аллен, Миа Фэрроу, Майкл Кейн, Барбара Херши, Кэрри Фишер,Дайанна Уист, Морин О’Салливан, Макс фон Сюдов

Бюджет: 6,4 миллионов. Прокат: 40 миллионов.

IMDB: 8,0

Форма повествования «Ханны и ее сестер» позаимствована Алленом у Антона Павловича Чехова из «Трех сестер», пожалуй, именно так развивались бы отношения чеховских героев, будь они нью-йоркскими еврейскими интеллектуалами конца 20-го века. Еще фильм напомнил богатством эзотерических связей фильм Майка Николса «Близость» или более поздний фильм того же Аллена — «Мужья и жены». Только у Николса, позднего Аллена, да и у Чехова тоже господствуют уже разочарованность, внутренний разлад, горькая несостоятельность, страх за своих героев. «Ханна и ее сестры», в отличие от жестоких, колющих душу иголками одиночества и постоянного бегства от судьбы вышеназванных шедевров, фильм релаксирующий, добродушный, оптимистичный и полный надежды на лучшее.

Получился ироничный вариант «Близости» и «Трех сестер», где герои, хотя и заключенные в прочную социальную клетку, справляются, каждый по-своему, с затянувшимся кризисом среднего возраста и преодолевают порочные соблазны, пошлость и низменность жизни, и в итоге все возвращается в русло спокойной жизненной реки, текущей к озеру любви и гармонии. Но это вовсе не идиллическая картинка, для которых Аллен, безусловно, слишком умен — это лишь очередное затишье перед новыми столкновениями лодок в неспокойном житейском море.

Рецензия Кинофильмы

kinopoisk.ru

2. Манхэттен

1979

В ролях: Вуди Аллен, Дайана Китон, Мерил Стрип, Мэриел Хемингуэй, Майкл Мерфи.

Бюджет: ? миллионов. Прокат: 40 миллионов.

IMDB: 8,0

На стоязыком и мультиэтажном острове одноэтажный Аллен полеживает со студенткой-коханочкой (Хемингуэй), препираясь с ней насчет психоанализа, Бога и количества раз за ночь. Параллельно увлекается искусствоведшей (Китон), язвя с нею по адресу сограждан, смерти и бывшей жены-лесбиянки.

Иногда кажется, что Вуди живет в каком-то другом Нью-Йорке, нежели ос­тальные несколько миллионов вуди. В малолюдном, теплом, расшитом огнями, вот только вчера оставленном за углом твоей улицы городе синих сумерек и вдумчивых такс. Любимые города всего мира бок о бок стоят на часах вдоль одной предлинной набережной, похожие, как погодки, — ведь ни одному нормальному человеку не придет в голову влюбляться в разнящие их достопримечательности. Лучший из нормальных, Вуди Аллен любит в Нью-Йорке общие места: утро седое в гирляндах мостов, низкий свет и гур-гур джаз-клубов, обрывки ученой болтовни о Борхесе, о Бергмане, о сексе, речной трамвай и рослую маруську в платье цвета белой ночи (между прочим, внучку Хемингуэя!). Только в его черно-белом городе можно с Тридцать девятой сразу свернуть на Маросейку. И тут же налететь на самого Вуди, спорящего с Тимофеевским о Гершвине.

Рецензия Афиша

1329292788_8

1. Энни Холл

1977

В ролях: Вуди Аллен, Дайана Китон, Тони Робертс, Кэрол Кейн, Пол Саймон, Шелли Дювалл, Джанет Марголин, Коллин Дьюхерст, Кристофер Уокен

Бюджет: 4 миллиона. Прокат: 38 миллионов.

IMDB: 8,1

Американцам действительно понравилась эта «лирическая или романтическая комедия» (так был определён её жанр), и они считают «Энни Холл» лучшим произведением Вуди Аллена (четыре премии «Оскар» — за фильм, режиссуру, оригинальный сценарий и главную женскую роль). А недавно журнал Premiere включил «Энни Холл» в число пятидесяти комедий всех времён и народов. По опросу же Американского киноинститута, она заняла 35-е место среди ста лучших лент США. Хотя нельзя скрыть и тот факт, что «Энни Холл» — не только самая короткая картина (однако первоначальный вариант был рассчитан на 140 минут!) среди главных лауреатов Американской киноакадемии, но и одна из наименее кассовых. Впрочем, парадокс ситуации заключается в том, что для Аллена, напротив, это — высшее коммерческое достижение (бюджет был превзойдён почти в 10 раз, фильм посмотрели свыше 17 млн. человек).

В запутанном романе нью-йоркских интеллектуалов Элви Сингера и Энни Холл (кстати, Холл — настоящая фамилия Дайэн Китон, которую связывали творческие и личные отношения с Вуди Алленом в первой половине 70-х годов) куда больше бесконечных разговоров о любви, нежели самой любви. Тем не менее, американцы желали замечать лишь «любовный сюжет» из жизни городской высоколобой элиты. А ироническая канва повествования, высмеивание постановщиком собственных и присущих всем иным интеллектуалам различных комплексов, его подтрунивание над самомнением эстетов и их завышенной оценкой личных качеств, художественных задатков и потенций — всё это пропускалось многими мимо лишь с милой улыбкой.

Рецензия Кинопоиск

pNa

Оставьте комментарий