Наследие: ,

Злой одноглазый гений. 125 лет Фрицу Лангу

5 декабря 2015

fritz lang

Сегодня исполняется 125 лет Фрицу Лангу. Одному из самых великих и самых недооцененных режиссеров за всю историю кино.

Культурный человек, конечно, вспомнит и про «Метрополис», и про создание нуара. И про то, как Годар снимал кино про то, как Ланг снимает кино. А ведь к этому моменту Ланг уже кино не снимал. И за 13 лет, прошедших после «Презрения», до самой смерти, в 1976 году, так и не снял ни одного фильма. Хотя уже был классиком. Спасибо французам «новой волны», они Ланга просто боготворили. Но почему, с 1960 по 1976 год, Фриц Ланг не снял ни одного фильма? Даже не пытался особо… Возраст?

Годар смягчил образ великого режиссера Фрица Ланга. У него всю жизнь была репутация жестокого, тиранического типа режиссера и очень несговорчивого человека. Его даже Геббельс не уговорил в 1933 году. После того, как фашисты запретили последнюю часть фильма про великого преступника доктора Мабузе, главный пропагандист Рейха пригласил Фрица Ланга к себе, и предложил возглавить новый немецкий кинематограф. Ланг отказался и вскоре выехал из Берлина в Париж. Не сразу же ночью, как он сам потом рассказывал. Нет, он уехал, вернулся — и так несколько раз. Не боялся гнева нацистских бонз. Фриц Ланг вообще мало чего боялся.

Его жестокость и смелость имели обычное для эпохи происхождение. Сын богатых родителей, он учился в Вене на архитектора, потом сбежал, чтобы совершить кругосветное путешествие, вернулся в Париж и учился там живописи, но когда началась Первая мировая, и его родная Австро-Венгрия объявила Франции войну, Фриц Ланг бежал из Франции через Бельгию,  рискуя свободой и жизнью, домой в Вену, чтоб записаться добровольцем. В 1915 году он отправился на Восточный фронт. Был трижды ранен и семь раз награжден, дослужился до лейтенанта, а в боях с русскими потерял правый глаз. Так, одним глазом и начал снимать кино, после демобилизации в 1918 году.

Ланг начал писать сценарии еще лежа в венском госпитале, но затянул его в кино Эрих Поммер — великий немецкий продюсер и отец экспрессионизма. Именно Поммер настоял, чтобы он начал снимать: кино пишет камера! — убеждал продюсер и убедил. Первые же фильмы Фрица Ланга — «Харакири» — авторская версия «Мадам Баттерфляй» и «Пауки» — приключенческий фильм о противостоянии могущественного богача и не менее могущественной бандитской шайки. Фриц Ланг с детства очень любил всякую фантастику и серийные книжки приключений. Они и помогли ему стать знаменитым.

Доктор Мабузе, Игрок

1922

Доктор_Мабузе,_игрок_постер

Комиксов в то время еще не было, но кажется, что вся эта эстетика уже сидела в голове у Фрица Ланга. Его фильм из двух частей в двенадцати действиях — образцовый кинокомикс, общей продолжительностью свыше четырех часов! Фриц Ланг отчасти вдохновлялся довоенным «Фантомасом», но в демонизации главного героя пошел гораздо дальше. Уже после этого фильма режиссера начали обвинять в демонстрации излишней жестокости, что для одноглазого Ланга, прошедшего Восточный фронт, звучало смешно. Примерно в это же время при непонятных обстоятельствах погибает жена Ланга. Она якобы случайно застрелилась, при невыясненных обстоятельствах, но многие были уверены, что ее убил муж, чтобы женится через год на сценаристке Теа фон Харброу. Впрочем, ее он тоже оставит в 1933 году.

Нибелунги

1924

Kriemhild's Revenge

Огромное эпическое полотно, продолжительностью почти пять часов. Для проката картину разделили на две части, каждая из которых начиналась с посвящения немецкому народу. ФИльм поражал воображение во всем: безупречная работа актёров, гениальная операторская работа, невиданные спецэффекты, костюмы с влиянием ар-деко и мощнейшие декорации, которые Жорж Садуль назвал «полумеровингскими, полкубистскими». Фильм имел большой успех и, как говорят, сильно впечатлил Адольфа Г. Масштаб «Нибелунгов» и германский пафос, многими воспринятый в духе реваншизма, для Ланга были всего лишь поводом, чтобы ярче показать неотвратимость Судьбы.

Метрополис

1927

Metropolis-movie-poster-Laurent-Durieux

Самый известный фильм Ланга и его великий вклад в мировую сокровищницу культуры. Блистательная антиутопия, съемки которой практически разорили немецкую киностудию Uma, высшая точка и последнее достижение немецкого киноэкспрессионизма. Тем, кто не видел этого великого фильма, настоятельно рекомендуется сразу же обратиться к полной версии, вышедешей в 2010 году. Из нее хотя бы понятен сюжет, хотя, признаемся, что и без особого вникания в сюжет фильм впечатляет по сей день. В массовых сценах были заняты около 30 тысяч человек, из них 750 детей. 1100 человек для участия в массовке эпизода с Вавилонской Башней согласились побрить головы. При том, что сам эпизод с Башней длится от силы минуты три, а появление многочисленных строителей — меньше минуты. Ну и простая мысль, не утратившая актуальности: чтобы построить башню до неба нужно понимание между руками и головой, которое может дать только сердце. Впрочем, в финальной сцене единения головы и рук не происходит. Про влияние этого фильма можно написать не одну книгу. Но чтоб не загрузиться слишком, Самкульт рекомендует обратиться к саундтреку, который написал Джорджио Мородер в 1984 году. Или клипу Мадонны Express Yourself, снятый под очевидным влиянием «Метрополиса» никем иным, как Дэвидом Финчером!

М

1931

18091_front

Первый звуковой фильм режиссера. Первый настоящий триллер, нуар и т.п. Фильм, предвосхитивший в этих жанрах все, что только можно: от использования запоминающегося мотива (здесь — «Пер Гюнт»), как главного атрибута убийцы, до активного использования «профи» — Ланг утверждал, что бандитов, которые по сюжету параллельно с полицией ищут маньяка, играли настоящие берлинские уголовники. Да и образ мыслей обычного человека, которого неведомая сила — судьба, обстоятельства, помутнение — заставляют убивать, слишком хорошо был известен Лангу.

Завещание доктора Мабузе

1933

testamento_del_Doctor_Mabuse_-_Das_Testament_des_Dr_Mabuse_-_tt0023563_-_1933_-_Fritz_Lang__-_dn1

Последний фильм Фрица Ланга в Германии. Доктор Мабузе, заключенный в психиатрическую клинику, постепенно подчиняет себе главного врача психушки, а потом и всю больницу в целом. Теперь Мабузе не интересуется банальной уголовщиной в духе первого фильма,экономическими аферами или карточным шулерством. Здесь в хаос ввергается целый город. При этом сам фильм построен так, что быстро возникает вопрос: так ли безумен Мабузе? Что является источником зла в этом мире? Впрочем, можно и не задаваться вопросами, а просто наслаждаться великолепной работой оператора, актеров, костюмеров и художников — всей команды. Но, прежде всего — перфекционизм Фрица Ланга, который еще будет доводить до истерик руководителей американских кинопрофсоюзов и продюсеров. Но это будет позже. А пока фильм запрещен берлинской цензурой под председательством правительственного советника Циммермана по причине его угрозы общественному порядку и безопасности. Террор и психушка. Вскоре после запрета, режиссера пригласил к себе Йозеф Геббельс…

 

pNa

Оставьте комментарий