Наследие

9 фильмов Анджея Вайды, которые надо пересмотреть к 90-летию мастера

6 марта 2016

Andrzej-Wajda

Великому польскому мастеру 6 марта исполняется 90 лет. Анджей Вайда — отец польского кино, как мирового культурного феномена. Один из самых ярких и убедительных социальных творцов. Создатель собственного киноязыка, и не одного даже. Сейчас кажется, что слава его потускнела, но шедевры Вайды — это навсегда. Самкульт желает пану Анджею здоровья и творческих успехов. В 2016 у режиссера выходит фильм Powidoki — «Послесвечение».

1. Канал

1956 

fe_0116

Почему? Это один из лучших фильмов о войне. До сих пор. Или — особенно теперь. И символизм его гораздо шире, чем польская история. После поражения восстания в Варшаве отряд бойцов армии Крайовой скрывается в канализации города, надеясь по подземным путям выбраться к реке. Образ городской канализации, которая уравнивает партизана и пианиста, одинаково сходящих с ума от галлюцинаций, из-за ядовитых испарений нечистот. Символизм тут зашкаливает, экспрессионизма хоть отбавляй, но Вайда, сам сражавшийся в рядах Армии Крайовой, сделал фильм так искренне и яростно, что захватывает зрителя 60 лет спустя. Кстати, в 1957 году «Канал» разделил главный приз в Каннах с «Седьмой печатью» Бергмана.

2. Пепел и Алмаз

1958

07-popiol-i-diament-wajda-andrzej-wajda-ANDRZEJ-WAJDA-LEKCJA-HISTORII-W-KADRZE-Festiwal-Wenecja-filmy-rezyseria

Почему? Просто это один из лучших фильмов в истории кино. И еще — из-за великого образа студента Мацека — Збигнева Цыбульского. Героя-очкарика, физика-лирика с автоматом. Мацек — вылитый Шурик ну, или Саша Привалов. В фильме Цыбульский играл в своей повседневной одежде — джинсах, куртке и черных очках, которых в 1945 году быть не могло. От этого эффект еще сильней. Фильм невероятно красив. Это самая лучшая и самая «настоящая» новая волна. Гораздо круче любых Годаров и Антониони.

3. Всё на продажу

1968

andrzej-wajda-wszystko-na-sprzedazkadr-z-filmu-2013-02-26-012-920x517

Почему? Потому что это как «Восемь с половиной» Феллини, но только намного откровенней и жестче. С одной стороны Вайда, в образе главного героя, беспощадно высмеивает себя самого. С другой стороны, так же беспощадно он вытаскивает на публику совсем еще свежие киношные истории, имевшие место быть в реальности и с явной трагической окраской. Вайду сильно критиковали за обращение к теме смерти Цыбульского, который случайно погиб под колесами поезда в 1967 году.

4. Пилат и другие – Фильм на Страстную пятницу

1972

MV5BMDU0ZTg4MzEtNDYwNi00ZTU5LWI3NGQtYzBkMGQ4NmQzNWRiXkEyXkFqcGdeQXVyMTc4MzI2NQ@@._V1_UY1200_CR285,0,630,1200_AL_

Почему? Потому что это одна из самых неожиданных и сильных версий «Мастера и Маргариты». Вайда оставил в своем фильме только ту линию, что касалась Га-Ноцри, но перенес всё действие в наше время, во Франкфурт-на-Майне. Иуда предает учителя, звоня по телефону-автомату и от него же получает свои 30 серебряников. Левий Матфей — пронырливый журналист. Прекрасная история, которая за 45 лет стала еще актуальней и ценней.

5. Дантон

1982

03

Почему? Потому что это одна из лучших ролей Депардье. Тут видно, что это действительно великий актер. И сюжет хорош — разгул террора после Великой Французской революции. Надо сказать, что фильм во Франции сильно критиковали, но дали «Сезара». Одно из самых ярких и мрачных зрелищ того, как революция пожирает своих детей. Когда фильм вышел, в Польше было введено военное положение, а социализм доживал последние годы. И тогда Робеспьера сравнивали с Войцехом Ярузельским, а Дантона — с Валенсой. Но, талант режиссера и актеров, создал гораздо более глубокое произведение, не сводимое к сиюминутной политике.

6. Бесы

1987

Laurent_Malet_Les_possedes_File0005

Почему? Потому что это даже не Достоевский, а пьеса Камю — Les Possedes — по мотивам Достоевского. И в ролях — набор звезд, включая великого Омара Шарифа и прекрасную Изабель Юппер. Конечно, все русские терпеть не могут импортных экранизаций и, конечно, у поляков свое отношение к нам. Но тем интересней этот взгляд. Говорят, что сам Вайда не очень любит свои фильмы на «русскую» тему, потому что снимать приходится для международного рынка, а это «клюква», с другой — что ни сними, русские все равно обидятся.

7. Корчак

1990

korczak_18

Почему? Потому что это невыносимо страшный и нужный нам всем фильм. О великом польском педагоге Корчаке, который вместе со своими детьми отправился в газовую камеру. Одна из самых сильных финальных сцен в кино. И это не фантазия — фильм максимально близок к историческим реалиям. Вот как описывал отъезд детей в концлагерь еще один будущий киногерой, пианист Владислав Шпильман:

«В то утро Януш Корчак должен был выполнить приказ о выселении Дома сирот, которым руководил. Детей собирались вывозить одних, у него же была возможность спастись. Он с трудом упросил немцев, чтобы они позволили ему сопровождать детей. Посвятив детям-сиротам долгие годы своей жизни, он хотел остаться с ними, чтобы облегчить им последний путь. Он объяснил сиротам, что их ждет приятное событие — поездка в деревню. Наконец-то они смогут покинуть стены отвратительных душных комнат, чтобы отправиться на луга, поросшие цветами, к источникам, где можно купаться, в леса, где много ягод и грибов. Он велел детям получше одеться, и вот, радостные, нарядные, они выстроились парами во дворе.

Маленькую колонну сопровождал эсэсовец, который, как каждый немец, очень любил детей, а особенно тех, кого собирался отправить на тот свет. Больше всех ему понравился двенадцатилетний мальчик-скрипач с инструментом под мышкой. Немец приказал ему встать впереди колонны и играть. И так они тронулись в путь…»

8. Катынь

2007

19933857

Почему? Потому что трагедия польского народа — уничтожение тысяч польских офицеров в Катыни — это страшная правда, которую нам очень не хочется признавать. Для нас просмотр этого фильма не может быть приятным. Скорее наоборот, придется заставлять себя смотреть на экран.

9. Валенса

2013

1426464501walesa

Почему? Ну, хотя бы потому, что сейчас разгорается большой скандал в Польше — Валенсу обвиняют в сотрудничестве со спецслужбами в «советские» времена. И поэтому неплохо бы вспомнить, или узнать впервые, чем же так замечателен это поляк, получивший Нобелевскую премию мира в 1983 году, и сваливший, в конечном итоге, социализм в Польше. Это очень интересный, энергичный байопик, который собрал большую кассу в Польше, но почти не демонстрировался за пределами страны.

Фильм сконструирован как проиллюстрированное «этапами большого пути» интервью, которое в 1980-х Валенса дал в родном Гданьске знаменитой итальянской журналистке и писательнице Ориане Фаллачи. В то время как за его квартирой круглосуточно наблюдали агенты из комитета безопасности, лидер рабочего профсоюза, уже почувствовавший свою силу, не просто раскованно, но и уже с некоторым апломбом откровенничал перед микрофоном посланницы с Запада. Хотя в Польше коммунисты всё ещё являлись правящей партией и из последних сил притесняли свободы, вчерашний электрик с судоверфи, католик и отец шестерых детей, уже близок был к тому, чтобы встать во главе целой страны. Такое тоже бывает.

pNa

Оставьте комментарий