Наследие: ,

Слушать и слышать: Бразилия по Матвею Сигалову

8 февраля 2015

Tom-Jobim-e-Elis-Regina-1974-

Пять альбомов бразильской музыки, которые надо послушать в первую очередь.

Посвящается нашему другу Саше Черному.

По просьбе Самкульта Матвей Сигалов — гитарист и скрипач, в прошлом — участник групп «МАД», «Гаврош», Diamond Circle, а теперь — американский джазовый музыкант, тщательно выбрал из огромной массы бразильской музыки пять самых ярких бриллиантов. Чтобы начать слушать и слышать великую музыку — достаточно.

Номер раз. Getz/Gilberto feat. Antonio Carlos Jobim, 1964 год.

TZreY781cM

Пожалуй, самый известный альбом бразильской музыки. Ирония заключается в том, что ни Жоао Жильберто, ни Стэн Гетц не горели особым желанием его записывать. Существуют рассказы очевидцев, описывающие весьма прохладные взаимоотношения во время записи. Все произошло практически случайно, за что огромное спасибо от всех нас Криду Тэйлору, продюсеру альбома, основавшему впоследствии известный джазовый лэйбл CTI и подарившему миру кучу прекрасной музыки. По популярности и воздействию на современников (и не только ) альбом можно сравнить, разве что, с Битлз. Редкий случай, когда высокое искусство и коммерческий успех пересекаются в одной точке. В музыкальном плане — эталонные версии классических босса-нов Жобима ( который также выступает здесь в качестве пианиста) и пара замечательных вещей Ари Баррозо и Доривала Каимми.

Номер 2. Elis Regina — Elis And Tom, 1974 год.

elis-tom

Элис Реджина поет песни Антонио Карлоса Жобима в сопровождении фантастического состава музыкантов, при участии самого композитора. Ну что тут сказать…

Во первых — Элис. Она не просто певица. Она культурный символ Бразилии, как Пиаф для Франции, как Элла Фитцджеральд для Америки. Больше 100000 человек шли за гробом на ее похоронах в Сан-Паулу и весь город хором пел «O Bêbado e a Equilibrista» — неофициальный гимн страны, написанный Жоао Боско и популяризированный Элис. Описывать ее пение на этом альбоме не имеет смысла — это выходит за границы жанра, за границы нравится/не нравится, какие-либо категории становятся пустым звуком. Как можно обсуждать океанский прибой или предрассветную росу?

Во-вторых материал. Помимо очень известных песен, на альбоме есть несколько мало исполняемых шедевров Жобима. Modinha, Por Toda a Minha Vida, Retrato em Branco e Preto, Inútil Paisagem — вещи, на мой взгляд, стоящие наравне с любым академическим вокальным репертуаром, независимо от эпохи.

В-третьих — аранжировки, игра музыкантов. Струнные аранжировки в балладах, работа ритм-секции, звуки, грув — в этом альбоме все является золотым стандартом, так сказать. То, чем является Kind Of Blue для джаза, то, чем является Sergeant Pepper для рока — это то, что Elis And Tom для бразильской музыки

Номер 3. Morelenbaum 2/Sakamoto — Casa, 2001 год.

Casa+51RWY8GHG0L_SS500_

Альбом записан в доме Жобима ( отсюда и название ) и Ричи Сакамото даже играет на рояле принадлежащем великому маэстро. Пола и Жак Мареленбаум ( муж и жена, вокал и виолончель ) работали с Жобимом много лет и, несомненно, придают альбому аутентичность и настроение, которые было бы сложно найти где-то еще. Ричи же, на мой взгляд, хотя и явный аутсайдер в этой компании, служит тем связующим звеном, которое делает эту музыку близкой и понятной всем, в Бразилии и, что важнее, за ее пределами. Сакамото прошел длинную цепочку музыкальных перевоплощений и на момент записи альбома практически невозможно поверить, что тот же человек написал Behind The Mask. Но именно этот опыт предоставляет ему навыки для того чтобы сделать гениальный материал доступным для кого угодно, без малейших компромиссов во вкусе и качестве. Пение, игра, аранжировки — все здесь на высочайшем уровне. И, что особо ценно, много мало исполняемых вещей. Прекрасный альбом.

Номер 4. Djavan — A Voz E O Violao, 1976 год.

djavan_7891430416225

Первый и, наверное, лучший ( хотя и не самый известный ) альбом одного из наиболее ярких представителей пост-жобимовской плеяды бразильских певцов/композиторов. Иван Линс, Жоао Боско, Жилберто Жил, и вместе с ними Джаван, взяли все самое лучшее от эпохи босса-новы, но предпочли двигаться в несколько ином направлении. С одной стороны это, несомненно, возврат к корням, прежде всего ритмическим. Прохладную боссу сменяет горячая самба, байон, маракату и прочие традиционные бразильские стили. С другой стороны, ощущается сильное влияние англоязычной поп-музыки того периода ( 60-х, в особенности ), что неудивительно. Для всех вышеназванных персонажей Битлз значили, я уверен, не меньше чем Жобим. Результатом всего этого безобразия становится MPB ( Música Popular Brasileira ), поразителным образом сочетая в себе народные ритмы, нетривиальные гармонии, пришедшие из джаза и, местами рок-н-ролльное, местами чуть-ли не попсовое звучание.

На момент выхода альбома все это еще находится в зачаточном состоянии. Джавану 27, он просто один из тысяч певцов, играющих по клубам Рио битловские каверы. Он участвует в небольших фестивалях, пытается писать свои песни и, наконец, выпускает на маленьком лэйбле свой первый альбом. Звучание не оставляет сомнений в том,что бюджет был не ахти. Но материал!

В альбоме, на мой взгляд, напрочь отсутствует балласт. Все ново, свежо и захватывающе. Тут и самбы, и баллады, и байон. Аранжировки минимальные, все прозрачно и на виду. И, конечно, песни отменные. Я еще не встречал бразильца, не знающего Flor De Lis или Fato Consumado.

Классика на все 100%

Номер 5. Gilberto Gil — Acustico MTV ( CD, DVD ), 1994 год.

41C8n4yo23L

Знатокам бразильской музыки мой выбор может показаться странным. Почему я считаю что этот диск должен быть в числе первых пяти услышанных вами бразильских альбомов? Попробую объяснить. В данном случае, главная ценность — звучание. Все акустическое, масса перкуссии, раздолбайская атмосфера — именно так звучит самба, когда народ, накачавшись на вечеринке кашасой, достает из футляров инструменты и начинает играть свои любимые песни. Этот концерт — возможность побывать в затрапезном бразильском баре, не пересекая океан. Это, отчасти, и благодаря репертуару — классические Expresso 2222 и Aquele Abraco исполняются на каждой вечеринке, иногда по нескольку раз.

Песни тут замечательные. Palco, Toda Menina Baiana, и даже The Secret Life Of Plants Стиви Уандера. Абсолютно звездный состав музыкантов, в числе которых легендарный перкуссионист Маркос Сузан и виртуоз-басист Артур Майа. Ну и конечно сам Жилберто Жил прекрасен. Драйв, настроение, подача — совсем не как у заслуженного ветерана, коим он однозначно являлся к моменту выхода альбома.

Короче говоря — весьма рекомендую!

pNa

Оставьте комментарий