Новости:

Саша во Владике. Выставка самарского художника открылась во Владивостоке

14 февраля 2016

89574

Александр Зайцев — один из самых ярких современных самарских художников. Последний месяц он провел в арт-резиденции «Заря» во Владивостоке. Там он подготовил выставку, открывшуюся 12 февраля. Самкульт публикует материалы об этом событии, сделанные нашими владивостокскими коллегами — NEST. И гордится земляком. Молодец, Саша!

Рецензия на выставку «ПОРТРЕТ МЕСТА: Владивосток»

Художник Александр Зайцев

Все творческие деятели, приглашенные в арт-резиденцию ЗАРЯ, проходят тщательный отбор. Наиболее важным критерием попадания художника в заветный список участников считается возможность переориентировать творчество на работу с контекстом Дальнего Востока.
Первый резидент 2016 года – самарский художник, дизайнер и архитектор – Саша Зайцев. В его работах чувствуется инженерный подход, который отображен и в тематике, и в качестве, и в подаче. Более шести лет художник работает над серией «Городские ландшафты» которая помогает ему сформулировать свои впечатления от увиденных во время путешествий явлений урбанистки, поделиться настроением, полученным в той или иной городской среде.

65hg

Пребывание художника в резиденции – это в первую очередь способ наладить коммуникацию с местной арт-сферой и приобрести полезные контакты. Саша Зайцев уверенно справляется с этой задачей, быстро наладив общий язык с творческой прослойкой Владивостока.

Пробыв в арт-резиденции месяц, который дается на проработку серии, художник презентовал на отчетной выставке четыре работы, в числе которых – диптих и триптих. Число работ было продумано заранее, однако художник едва уложился в сроки. Последнюю работу он дописывал за час до открытия. Почему месяца оказалось мало? Обратим внимание: предыдущие резиденты также отмечали, что такой промежуток времени дезориентирует.

5488

Однозначно, Саша Зайцев не впустую тратил время, ведь его основная задача – подружиться с городской средой, сформулировать и написать ее урбанистический портрет. Чем, в понимании автора, урбанистический портрет отличается от понятного нам пейзажа? Саша, будучи дипломированным дизайнером и преподавателем в архитектурно-строительном университете Самары, имеет весомый культурологический багаж и сам сформулировал термин «портрет места» для обозначения жанра своих работ. Помимо фотографического, объективного пейзажного изображения художник насыщает свои «портреты» субъективными смыслами: реакции обитателей пространства, ассоциации самого художника, позиция места в общегородской среде.

7564738

По словам Саши, он пытается изобразить «портреты» абстрактно и завуалировано, однако каждый местный посетитель выставки смог прочесть знакомые образы сопок, мостов и хрущевок. На холстах изображены как привычные для художника пастельные, герметичные морские пейзажи, так диптих в не свойственной Саше темной и холодной цветовой гамме, совершенно удивившей зрителей.

Тем, кто знаком с предыдущими работами художника, очевидно и непонятно стало введение в стандартные для автора геометрические формы активных текстурных элементов – заметных глазу хаотичных мазков кисти. То ли из-за нехватки времени на доработку серии, то ли из-за давно томящейся жажды развития во Владивостоке Саша решается на личный эксперимент, который можно оправдать местом: он показывает море живым, а не статичным, и даже передает грязь владивостокских шоссе после снегопада.

65790

Возможно, на не свойственный автору итог работы повлиял сам формат резиденции, заключающийся в резком перемещении художника в непривычную для него среду, влечет за собой долгую адаптацию к месту и происходящим в нем процессам. Эта адаптация заняла настолько большой процент личного времени художника, что не оставила ему достаточно времени для погружения в свое внутреннее пространство и качественного завершения серии. Несмотря на принесенную в жертву форму, автор, при этом, остается верным своей концепции тотального погружения в среду.

rew4367543

Интервью художника Александра Зайцева 

Одним из главных образующих элементов твоей выставки является архитектурно – пространственное измерение. Откуда такой интерес и любовь именно к архитектуре?

Я учился в архитектурно-строительном институте на факультете дизайна. Интерес пришел, когда я стал немного разбираться в истории искусства, в том какие бывают стили. Я стал понимать насколько сильно пространство, в котором ты находишься, влияет на человека. Пространство – элемент воздействия на человека. Ты попадаешь в среду, и начинаешь с ней взаимодействовать. Мне показалось это очень интересным.

Одно из моих любимых направлений в архитектуре – советский модернизм. Этот стиль очень ярко отражает эпоху, у него есть лицо.

Еще я люблю индустриальную красоту, красоту промышленных районов. Производства, временные постройки, мастерские – в этом есть определенная эстетика. Я работал год в столярной мастерской, она находилась за городом, и мне доставляло большое удовольствие ходить туда пешком.

Как ты пришел к совмещению в своем творчестве архитектуры и живописи. В какой момент они у тебя соединились?

Опять же благодаря учебе. За год до поступления я начал готовиться, ходил на курсы. Только тогда стал более-менее понимать что-то в искусстве.

В тот момент мне очень нравился супрематизм. Я рисовал разные композиции, пытался его понять, меня это очень увлекло. И в какой-то момент я нарисовал супрематическую азбуку, состоящую из базовых композиционных элементов. Я понял, что супрематизм растворился в повседневности, перейдя в обыденную реальность. Все эти формы присутствуют везде, и я стал замечать его проявления в среде. Едешь на эскалаторе и видишь, что это группа прямоугольников, или, например, решетки – это группа прямых линий на фоне большого пятна. В какой-то момент я просто решил построить из этих элементов пейзаж,  и мне понравился такой метод. Тогда это был хороший способ сохранить память о месте, которое мне приглянулось.

Поначалу это было в основном связано с эмоциональными моментами, а потом я стал фиксировать особенности, характерные для того или иного места, перерабатывать их и создавать портреты ландшафтов.

Одна из причин, почему я сюда приехал, это возможность сконцентрироваться на каком-то одном конкретном месте. Я думал уделить все внимание только городу, но у меня не получилось полностью отделить его от общего пространства, от природы.

1guyTP99HVo-e1455092800912

Расскажи, каким ты увидел Владивосток.

Первое что я заметил это многоуровневость пространства. Здесь есть куда двигаться и по горизонтали, и по вертикали. Ты можешь карабкаться вверх и ползти вниз. Пойти направо или налево, сразу в разные стороны. Это усложняет пространство.

Еще мне здесь очень понравился свет. Полуденный свет в сочетании с ландшафтом, с поднимающимися и сползающими по сопкам домами. Это очень похоже на картины Брейгеля старшего. Только в современном варианте.

У меня есть любимая сопка в районе Зари. С нее открывается панорама на городской пейзаж. В этом пейзаже постройки разного времени: хрущевки, здания 90-х годов, современные высотки. Эти дома отражают нас такими, какие мы есть, наше время. Вместе с тем это квадратики, прямоугольники разных размеров, стоящие в определенном порядке.

Еще движение. Город постоянно заставляет двигаться, куда-то ехать.

Ну и конечно люди. Без них пространство пусто. Пространство формирует людей, люди формируют пространство. Здесь мне посчастливилось встретить хороших людей.

Ты заботишься о том, чтобы твое фигуративное, абстрактное искусство эмоционально воздействовало на зрителя?

Я вкладываю эмоциональное наполнение, но, скорее, как код, через форму. Со зрителем я не хочу говорить об этом напрямую. Я хочу как-то завуалировать это эмоциональное наполнение, не показывать его открыто, конкретно. Зрителю я предлагаю образ, определенный паттерн, который бы эмоционально воздействовал на него через выразительность живописи, а не через конкретную историю. При этом с каждой моей работой связано определенное эмоциональное впечатление, но я не ставлю своей целью, чтобы его разгадали, даже наоборот, я хочу сохранить в картине интимность.

                                                 Александр Зайцев

аолрыв58749

Персональные выставки 

«№15» галерея «XI комнат» (2010 г);
«Случаи», площадка молодого искусства «Старт», Москва, Россия 2013 г.
«Старое/Новое», галерея «Stuttgarter Kunstverein», Штутгарт, Германия 2013 г.

Групповые выставки
«Стой! Кто идет?» московская биеннале молодого искусства, 2010 г.
«Искусство против географии», Пермский музей современного искусства PERMM, Пермь, Россия 2013 г.
«В преддверии рая», центр современного искусства «Сокол», Москва Россия 2013 г.
«Ширяевское Биеннале», село Ширяево, Самарская обл., Россия 2013 г.
«Точка соприкосновения» выставка в рамках резиденции фонда «Владимир Смирнов и Константин Сорокин», Москва, Россия 2015 г.

pNa

Оставьте комментарий