Места: ,

Для взрослых, которые были детьми, для детей, которые обязательно будут взрослыми

8 февраля 2016

18-1_Так все начиналось

Детской картинной галерее города Самары исполнилось двадцать пять лет. В конце года состоялось торжественное открытие выставки «Для взрослых, которые были детьми, и для детей, которые обязательно будут взрослыми», которая показала основные направления работы галереи за «отчетный период». Это был большой праздник!

С Ниной Васильевной Иевлевой я познакомилась в 1978 году, когда она создала детскую изостудию. Тогда, в социалистическую эпоху, художественный музей активно сотрудничал с Союзом художников СССР. Были большие выставки к Октябрю, годовые, отчетные, масштабные выставки советской живописи из Росизо. На фоне деятельных художников, чьи устремления были направлены на возможности реализации произведения в госучреждениях, эта стройная женщина с взволнованным взглядом глаз производила впечатление человека из числа безнадежных энтузиастов. Она приходила в музей и настаивала включить в план выставки детских рисунков своей образцовой изостудии.

В который раз убеждаюсь в правоте евангельской истины: «Нет пророка в своем отечестве». Большинству художников и искусствоведам-снобам казалось ненужным само существование детской изостудии, ведь была Первая художественная школа, которая работала по академическим методикам. Там преподавали выпускники ведущих художественных вузов страны.

И еще раз убеждаюсь в том, как неискореним комплекс провинциала, когда кажется, что все хорошее бывает лишь в столицах и ни в коем случае не в Куйбышеве. Мы знали, что в том же 1978 году Генрих Суренович Игитян, выдающийся армянский искусствовед, при поддержке правительства Армении создал центр эстетического воспитания детей Армении. И мне по молодости и неведению казалось, что уровень армянской столицы намного выше всего того, что делается в глубинке России. Но Нина Васильевна Иевлева, вопреки всему, живя в городе, который со времен войны работал лишь на оборону страны и был закрыт ото всех новаторских влияний и веяний, была переполнена особой вулканической энергией, проводя в стенах музея выставку за выставкой. Собирая вокруг студии круг друзей из родителей и детей, она потихоньку влияла на общественное мнение, на культуру города.

21 декабря 1990 года исполком Куйбышевского городского Совета народных депутатов принял решение «Об открытии детской картинной галереи». Так накануне перелома появился первый в современной России детский музей. Четыре года мы были соседями по дому. Детский музей занимал несколько комнат на первом этаже на площади Куйбышева в здании нынешнего театра оперы и балета.

Я помню первую встречу с куклами в конце восьмидесятых годов. Они были сделаны из поролона в рост человека, обуты в настоящую обувь, принесенную из дома, в одежду, которую носили дети, или пошитую специально. Тогда даже поролон нельзя было достать. Использовали коврики для ванной. Там был кустодиевский дворник в потертых сапогах, с настоящей метлой в руках, одетая в атлас величественная купчиха. Эти куклы стояли шеренгой вдоль окон по всей длине коридора и в сумерках в конце рабочего дня производили неизгладимое впечатление.

Двадцать пять лет назад в изостудию пришла Юлия Коневская: «Что для меня Детская картинная галерея? Абсолютно без преувеличения – это мир моего детства. Я даже не вспомню сейчас, сколько лет мне было, когда меня впервые привели в ДКГ, кажется, пять. Тогда это еще было маленькое помещение в здании оперного театра, с красными пуфиками вдоль стен, на которых я регулярно досыпала. Огромная стеклянная дверь с колокольчиком, большая копилка у входа, красная рыбка в круглом аквариуме и печатная машинка на столе в архиве. А еще в этом длинном коридоре с большими окнами были расписанные стены. А в классе мы под музыку Дебюсси учились писать, делали елочные игрушки и гирлянды из подручных средств: пластиковых бутылок, папье-маше, красок, старых игрушек и даже из конфетных фантиков. И этими детскими гирляндами была украшена центральная елка города. И мы все ходили, и каждый искал именно свою игрушку, сравнивал, у кого «ближе к звездам».

В 1991 году музей переехал на улицу Куйбышева, 139, в старинный особняк купца Ивана Андреевича Клодта – памятник архитектуры XIX века, в котором живет и здравствует и по сию пору. В наши дни галерея состоит из комплекса четырех музеев: детского творчества; быта и культуры конца XIX – начала XX в.; декоративно-прикладного искусства и сада-музея. Плюс мастерские по развитию детского изобразительного творчества и лекторий.

Нина Иевлева: «На протяжении многих лет мне приходилось доказывать, что Самаре такая галерея нужна. Помню, как однажды мне сказали: «Какая галерея? В городе картошки нет!». Но именно с этого дня почему-то все и пошло. Выделили здание. Правда, сейчас уже не верится, в каком состоянии оно находилось. За эти 25 лет было положено много труда. А с годами накопился опыт, и сейчас мы востребованы, к нам с удовольствием ходят дети».

Конечно, основное направление работы – художественное образование. Потому на юбилейной выставке – лучшие рисунки учеников изостудии, международная коллекция из двух десятков стран. А фонды музея насчитывают двадцать две тысячи работ.

Нина Васильевна отмечает: «Считаю, рисунки детей не уступают работам взрослых художников. На детскую работу мы смотрим с таким же уважением. Мы не правим своей рукой рисунки детей, не заставляем копировать чьи-то произведения – они создают работы спонтанно, это идет изнутри. Им уделить внимание, поддержать, показать, что есть в искусстве, – тогда все встанет на свои места».

Наверное, потому пришли столь сердечные поздравления и воспоминания от учеников.

Анна Романова: «10 лет жизни я провела здесь. Моя первая и единственная (вплоть до академ-класса) учительница – Мария Александровна Пешкова. Она не только научила меня рисовать, помогала управляться с моими воображением и эмоциями, но и заложила в меня правильные жизненные ценности – за все это ей огромная моя благодарность! Нина Васильевна научила меня свободе выражения творческой мысли, а Борис Александрович дал мне ценнейшие академические знания и навыки, в том числе усидчивости и трудолюбия. Я перепробовала, кажется, почти все направления, что здесь были. Ткала гобелены под руководством Аллы Михайловны Паерелий, клеила архитектурные замки вместе с Марией Петровной Лындиной, обучалась истории искусств вместе с Ириной Игоревной, постигала азы этикета с Анастасией Владимировной, да я здесь проводила времени больше, чем в школе! Помню, как радовалась, когда видела свои работы на выставках, когда узнавала, что мои картины уезжали на выставки в другие страны, а один раз даже получила губернаторскую премию».

Когда я встретилась с Ниной Васильевной и спросила о судьбах ее выпускников, то была изумлена ее чуткой памятью о детях. Она показывала свадебные фото «своих» детей и их детей.

Рассказала, что Лена Петрова работает в Академии художеств у Церетели, а праправнучка Казимира Малевича Анна Баркова усыновила четырех детей. Лиза Фишбейн стала директором школы, Елена Бондарева – в правительстве Москвы, Оля Шерманова – врач-анестезиолог, Оля Акатова – художник-дизайнер, а Виталий Стадников – известный архитектор, заместитель декана в Высшей школе урбанистики.

Дети стали филологами, полицейскими, командирами вертолетного отряда, замечательными мамами, хирургами. Костя Филимонов – зав. ожоговым центром. А Гена Рябов создал лучший на сегодняшнее время дизайн машины ГАЗ-29751 «Тигр». Они живут и работают повсюду: в Италии, России, США.

Основатель галереи и бессменный директор музея Нина Иевлева очень прозорливо собирает и сохраняет не только рисунки детей. Галерея может смело похвастаться одним из лучших собраний живописи Ивана Карпунова. Она собирает работы представителей неопримитивизма и наивной живописи. Проводит научные конференции.

Еще одно уникальное направление в деятельности галереи хотелось бы выделить. В 2002 году в галерее началась история «Эксклюзивной куклы особняка Клодта», мастерская Ольги Бакановой. С тех пор свет увидели восемь коллекций.

Отмечу особый дар предвидения у Нины Васильевны. Она в начале 2000 года поняла, что живопись уже не «царица искусств», и выбрала необычное направление для галереи, которое впоследствии стало ее визитной карточкой. За последние годы историческую костюмную куклу увидели в 11 городах Самарской области, Казани, Москве, в венецианском Музее исторического костюма (Museo di Palazzo Mocenigo).

***

Число двадцать пять означает возраст одного поколения. Думается, подарив нашему городу одно поколение художественно образованных людей, Детская картинная галерея уже оставила свой след в истории города Самары.

1 (1)

Валентина Чернова

Член Международной ассоциации искусствоведов, член Союза художников России.

Опубликована в издании «Культура. Свежая газета», № 1 (80) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий