Феномен Тольяттинского худмузея

18-1_1

В светлом выставочном зале Тольяттинского художественного музея – подготовка очередной экспозиции.

Обнаженные стены терпеливо дожидаются, когда их наготу скроют картины, бережно расставленные по периметру небольшого помещения. В предвкушении грядущего события пребывают и специальные перегородки, призванные скрыть недостаток квадратных метров. Они до неузнаваемости преображают пространство, придают ему новые, но неизменно уютные черты.

Наблюдать за кипучей музейной жизнью (да-да, вы не ослышались), скрытой от глаз посторонних, – занятие еще более занимательное, чем приходить в уже готовый к приему посетителей зал. Суета, здесь царящая, очаровательна. И это касается не только выставочных помещений, но и кулуаров: там происходит настоящее таинство, рождаются идеи, благодаря которым скромный музей «метаморфизировал» в культурный центр целого города – второго по величине в регионе.

От филиала к полноценному музею

Самостоятельным учреждение стало не сразу. Тольяттинская картинная галерея открылась в 1987 году как филиал Куйбышевского художественного музея. Новое имя – Тольяттинский художественный музей (ТХМ) – и статус – муниципальное учреждение культуры – галерея приобрела 9 лет назад. О своих истоках храм искусств не забыл: сотрудники бережно хранят и чтят традиции, привитые куйбышевским «родителем».

У самостоятельности есть свои плюсы и минусы. Починить крышу или крыльцо стало проще, а вот привлечь выставки, наоборот, сложнее.

На протяжении своей почти тридцатилетней истории музей остается главной площадкой Автограда, где экспонируются работы местных мастеров. Небольшой выставочный зал есть и в лицее искусств. В основном там демонстрируются творения учащихся и их патронов, но учебное заведение любезно предоставляет квадратные метры и для фондов музея. А два года назад однообразие спального Автозаводского района разбавил новый культурный оазис – отдел современного искусства ТХМ. Об актуальных художественных практиках тут говорят не в состоянии кокетства или позы, как это принято в провинциальной среде, а с искренним желанием встряхнуть сонный мир, в котором, кажется, бодрствуют одни лишь скептики да прагматики.

Непростая миссия

Посредством этих трех площадок музей ведет давнюю полемику с отдельными горожанами, бесстыдно щеголяющими своей практичностью: мол, все средства, ежегодно выделяемые на культуру, нужно направить на вещи более полезные, например, ремонт дорог. Но ведь художественная культура, неустанно повторяют сотрудники учреждения, по сути, и делает человека человеком.

18-1_3

Привить тольяттинцам любовь к прекрасному (как бы претенциозно это ни звучало) – вот главная миссия музея. Наряду с другими учреждениями подобного рода он призван сохранять культурное наследие, изучать его и, разумеется, демонстрировать. Как раз с последним и возникают определенные трудности.

«Для нас привычно, что музей – это отдельное просторное здание со скатной крышей и вместительными подвалами. А мы располагаемся в бывшем магазине женской одежды («спина к спине» с краеведческим). В «правильных» музеях обязательно есть экспозиция, фонды и зал, где демонстрируются передвижные выставки, картины из частных коллекций и т. д. А нам квадратных метров не хватает, приходится работать в режиме выставочного зала», – рассказывает директор учреждения Марина Баранова.

Сейчас музей насчитывает около 9 000 единиц хранения (для сравнения: в коллекции Самарского художественного – 35 000 экспонатов). И даже из этого, казалось бы, незначительного количества предметов экспонируется всего 7 %, причем в основном на дополнительных площадках. В целом в год – порядка 10 выставок из фондов ТХМ, и только одну из них организуют в его стенах. При этом за 12 месяцев музей умудряется продемонстрировать до 40 экспозиций.

«Мы не можем позволить себе готовить выставку неделю или месяц. На все есть два, а то и один день. Каждая переэкспозиция – громадная работа, которую мы должны выполнить в кратчайшие сроки. В ней принимает участие весь коллектив: вместе забираемся на стремянки, вбиваем гвозди, делится Марина Баранова. Крутимся, чтобы и посетителям угодить, и нареканий от пожарной инспекции или антитеррористической комиссии не получить, и выполнить при этом план «сверху». К сожалению, на нас иногда обижаются местные художники, потому что не предоставляем им площадку. А у музея просто нет такой возможности, все расписано на два года вперед».

К слову, Тольяттинскому худмузею чужд снобизм – дескать, посетители и так придут. В очередь сюда горожане не выстраиваются, поэтому обо всех лекциях, мастер-классах, экскурсиях и экспозициях учреждение трубит где только может: на официальном сайте, в сетевых сообществах; печатают листовки. Рекламировать мероприятия в СМИ удается далеко не всегда, только если выставка коммерческая: все-таки финансирование крайне ограничено.

Музей – детям

Не то чтобы Автоград был стороной, заселенной варварами, примитивными и бездуховными, но все же к музеям и театрам тольяттинцы в большинстве своем относятся довольно прохладно. Поэтому знакомство со столь многогранным миром должно произойти еще в детстве, убеждены сотрудники учреждения. Так, в худмузее ввели специальные абонементы для ребятишек.

18-1_2

«Для маленьких посетителей выдержать экскурсию, которая длится 40-45 минут, – непосильный труд, поэтому мы стараемся сделать мероприятия в рамках детских абонементов насыщенными и разнообразными. После 15-минутной экскурсии ребенок идет на мастер-класс, где учится чему-то новому, потом принимает участие в квесте или викторине, объясняет заведующая экспозиционно-массовым отделом Наталья Гусева.К новой выставке готовится и новая программа, которая никогда не повторяется. Сейчас идет весенний абонемент, а мы уже думаем, как организовать досуг на летних площадках. Что мы только ни делаем, чтобы детям было у нас интересно! Например, разрабатываем оригинальные настольные игры, а недавно даже сотворили из подручных материалов стол для песочной анимации».

В этом году в музее побывала выставка «Старинное серебро XVIII – XX веков». Экспозиция никогда не выезжала из Смоленска. Автоград стал первым городом, в котором она оказалась. Больше 200 драгоценных предметов – такого богатства, как в прямом, так и переносном смысле, худмузей еще не видел. Вдохновленные предметами быта европейских аристократов сотрудники провели мастер-класс «Нескучный этикет». Учили детей правильно использовать столовые приборы, сервировать стол. А потом в музей поступили десятки звонков от мам и пап с просьбой устроить такое познавательное занятие и для взрослых.

Мечты

Несмотря на колоссальную занятость, сотрудники худмузея успевают мечтать. Фантазируют об отдельном здании, просторных хранилищах, нескольких выставочных залах и постоянной экспозиции. «Когда-то город всерьез занялся созданием музейного центра, велись расчеты, даже землю под него отвели на улице Спортивной. Но потом проект заморозили», – сетует Марина Борисова.

По воздушному замку грустить некогда: впереди – международный конкурс детского художественного творчества «Радужка-2016». Традиционно он собирает участников со всего мира. А судят будущих художников эксперты не только из России, но и из Германии, Италии.

И этот конкурс, и вся деятельность музея – показатель того, что границы города – не преграда для творчества, мысли, искусства. Культура в Тольятти есть, и постепенно благодаря стараниям людей неравнодушных, искренне болеющих своим делом – таких, как сотрудники ТХМ, – она наверняка станет частью культуры российской и даже мировой.

Мария Акимова

Фото предоставлены музеем

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 7 (95) за 2016 год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *