Мнения: ,

Реставрация по-самарски

14 июля 2016

13312659_1123295241061294_1709224407787760513_n

Многие годы словосочетание «реставрация по-самарски» я воспринимал как синоним чего-то некачественного и даже делал серию материалов под таким названием в своем ЖЖ. На самом деле удачные примеры восстановления памятников были и раньше (например, здания Госбанка и Сбербанка на улице Куйбышева, Дом журналиста), но опыт последних нескольких лет особенно ярко демонстрирует возможности местных реставраторов, так что от обманчивых стереотипов приходится срочно избавляться.

Ни для кого не секрет, что в реставрации нуждаются сотни самарских памятников архитектуры, поэтому почти каждый дом, обнесенный лесами, вызывает радость у местных градозащитников. А вот качество ремонтно-восстановительных работ, несмотря на многомиллионные контракты, часто оставляет желать лучшего. Тем не менее, в городе за последние несколько лет появились если не идеальные, то весьма удачные примеры восстановления объектов культурного наследия.

Нет, это не особняк Курлиной, не бывший Русский торгово-промышленный банк или Дворянское собрание и уж точно не наспех отреставрированные фасады вдоль маршрутов ЧМ-2018. Безусловно, на вес золота каждый восстановленный дом, но огрехи, а то и грубые ошибки в проектных решениях и на стройке не позволяют включить их в разряд «эталонных».

1517586_789854914383946_2731465041957567250_n-e1422268926541

45

Зато хочется отметить три восстановленных недавно объекта, которыми местные специалисты могут по праву гордиться: это особняк Клодта, пожарная каланча на Хлебной площади и Самарская публичная библиотека, которую на днях торжественно открыли после реставрации.

Три памятника архитектуры объединяют несколько вещей. Во-первых, над ними работали местные мастерские под руководством реставраторов Михаила Егорова и Владимира Фетисова. Во-вторых, это отличный пример того, как следует восстанавливать кирпичную кладку. Вроде бы банальность, но очевидная далеко не для всех, иначе в Самаре не покрывали бы красной краской фасады некоторых памятников, называя реставрацией обычный ремонт.

Экспозиция Музея пожарно-спасательного дела Самарской области, расположенного в каланче, и инсталляции на парадной лестнице библиотеки – это высокопрофессиональные современные работы архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых.

Ну и самое главное: все три объекта – это пример бережного сохранения всего, что только можно сохранить в памятнике архитектуры, вплоть до склеивания разбитой напольной плитки харьковского завода Бергенгейма. Вникая в детали, видишь, с каким вниманием и дотошностью специалисты подошли к своему делу. Например, оригинальные оконные переплеты особняка Клодта мастера очистили и покрыли лаком, а более поздние деревянные рамы выкрасили в белый цвет, так что по цвету и обработке столярки можно определить ее подлинность. В библиотеке реставраторы тоже не стали менять деревянные заполнения на евроокна https://woodcort.ru (что большая редкость для Самары), лишь поместили для утепления во внешнюю раму одинарный стеклопакет.

Можно долго разбирать детали, но основная мысль проста: не перевелись реставраторы на земле самарской. Так что можно надеяться, что счет примерам качественного восстановления местного наследия со временем пойдет на десятки и сотни…

Армен Арутюнов
Градозащитник.

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура»,
№ 12-13 (100-101) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий