Мнения:

Скульптурная вакханалия

21 февраля 2015

2-4_Панипотоп

«Свежая газета» о том, зачем в Самаре устанавливают так много скульптур.

Рисунок Сергея Савина

В начале «нулевых» Самара переживала энциклопедическое безумие: в город одновременно прибыло несколько команд рыцарей пера и кошелька, которые за весьма приемлемую цену вносили биографические данные своих жертв в составляемый ими фолиант, название которого непременно начиналось со слова «Энциклопедия…».

Подобных изданий насчитывались десятки. Составители заручались письменной поддержкой администраций разного уровня и со словами: «Нам не нужно ни копейки бюджетных денег!» – неслись по кабинетам директоров ООО, АО, ЗАО и ЁПРСТ, рисуя ожидаемый заоблачный респект в случае появления имен тех на страницах готовящегося глубокого и поддержанного марьями алексевнами издания.

Вся эта вакханалия оказалась настолько заразной, что даже составители «академических» энциклопедий так живо устремились издавать свои версии (правда, уже за бюджетные средства), что наплевали на так необходимый для подобного рода трудов словник. Нужно было быстрее, «при жизни». И получили мы в результате отпечатанный тираж весьма ограниченных представлений торопыг о том, что же такое Самара и ее обитатели.

…Минуло десятилетие. Страна в массе своей отучилась от вредной привычки читать, но честолюбие-то не улетучилось, и сочинители тех энциклопедий по-прежнему хотят есть. Появилась нужда в новых, инновационных способах явления современникам своей значимости. Решили, что наиболее эффективен метод повсеместной установки памятников средней величины.

Во-первых, можно упрекнуть несогласных в их заскорузлом советском прошлом: «Вы против веселых памятников, делающих облик современной Самары таким дружелюбным, не отягощенным вашими бестолковыми рефлексиями и смыслами». Во-вторых, можно бесконечно долго предъявлять собеседникам величину собственных заслуг: «Все началось с моих предложений по деточкиным, суховым, швейкам» или «Вот если бы всем сердцем поддержали мои начинания…» – это в зависимости от грядущего направления кривой самарского развития.


Для заказа авторской статуи или статуэтки обращайтесь в Петербургскую Творческую мастерскую скульптора Селиверстова Игоря. Из мрамора, гипса или бронзы наши опытные мастера создают скульптуры как с натуры или фотографии, так и по индивидуальному эскизу. Наши приоритеты: оптимальные цены, соблюдение сроков и бережная доставка произведения искуства по России.


И вот новая порция из двадцати р-р-р-революционных предложений. Установить скульптурную композицию «Фураги» – это ли не характеристика доминирующей самарской субкультурной группы.

Разместить скульптуру Федора Шаляпина на балконе гостиницы «Жигули»: по силе художественного образа предложение максимально приближено к композиции «Сергей Есенин, заснувший в трактире у початого штофа».

Скульптурная композиция беспризорников из фильма «Республика ШКИД». При всем уважении к памяти режиссера картины – Геннадия Полоки, нашего земляка, – сюжет фильма и книги, по которой он снят, имеет вполне конкретные географические координаты. Не самарские. Кстати, на мои настоятельные приглашения приехать в Самару с показом своего последнего фильма – так и не вышедшей в прокат экранизации «Седьмого спутника» Бориса Лавренева – Геннадий Иванович всякий раз отнекивался: «Какой я земляк. Родители ехали в поезде. У мамы случайно роды начались в Самаре, и после моего рождения, как стало возможно, они сразу же отправились дальше». Так и остался его приезд на фестиваль 1987 года «Ленфильм» – верность правде» единственным визитом замечательного режиссера в наш город в зрелом возрасте.

***

Легендарный самарский журналист Геннадий Шабанов прочитал как-то в одной из энциклопедий статью об Аполлоне Григорьеве: «В мае 1861, увлекшись «девицей легкого поведения» М. Ф. Дубровской, уехал с ней из столицы в Оренбург, по пути посетил Самару». Посетовал в одном из фельетонов: про снежного человека забыли, наверняка он продвигался когда-нибудь через наш славный край и нагадил где-нибудь на радостях.

Это он сетовал, пока не было программы оскульптуривания славного некогда купеческого городка. Сейчас бы и скачки Аполлона Александровича за девицей, и поход снежного человека увековечили в бронзе и терли бы у них разные места для прибавления себе счастья.

Виктор Долонько

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета» № 3(70) за 2015 год

pNa

Оставьте комментарий