Мнения: ,

Реализуя нереализованное

24 сентября 2016

46-651-12-3457-b

В начале октября компания «Красноярскгражданпроект» передаст самарской мэрии рабочий проект благоустройства площади Куйбышева. Обновление коснется инженерных коммуникаций, дорожного покрытия, зеленых насаждений и прочее. Хотя самая большая площадь Европы требует куда более масштабной реконструкции.

Самая большая, полупустая

В прошлом году группа из сорока проектировщиков во главе с архитекторами Дмитрием и Марией Храмовыми разработала эскиз, который вдохнул бы новую жизнь в центральное общественное пространство Самары. В основу техзадания на проектирование он так и не лег, а в местном фейсбуке разразились баталии на тему, что можно/нельзя делать с историческим ансамблем. Страсти немного улеглись, так что попытаемся оставить в стороне эмоции и представить, какой могла быть площадь в конце 1930-х и как можно облагородить ее сегодня.

DCIM101GOPRO

Самая большая площадь Европы. Семнадцать с половиной гектаров. Четыре сквера, море асфальта и монументальный «сталинский» ДК с памятником Валериану Куйбышеву. Самая большая и одна из самых необжитых. На четыре больших сквера приходится один общественный туалет, выставочные стенды, две полуобшарпанные ландшафтные композиции и деревянный крест, напоминающий, что когда-то здесь стоял кафедральный собор. На открытом пространстве площади — плита, посвященная ноябрьскому параду 1941-го, и стенды с выцветшими фотографиями героев Великой Отечественной.

К слову, компания «Вайндпроф» оказывает услуги по изготовлению информационных стендов из высококачественных современных материалов. Подробнее здесь http://wp-art.ru/produktsiya/informatsionnye-stendy/dlya-shkoly/

Летом здесь стелют футбольное поле с искусственным газоном, в августе-октябре работает сельскохозяйственная ярмарка, зимой заливают катки и ставят елку с ледяными скульптурами. Площадь используют также для массовых мероприятий: 9 мая проходит парад Победы, концерты, выставки техники. Не зависит от сезона лишь стихийная автомобильная парковка, которая занимает примерно пятую часть открытого пространства.

Летом здесь негде укрыться от палящего солнца, зимой не попьешь горячего чая. Инфраструктура самой большой площади Европы, разбитой почти 80 лет назад, не рассчитана на ежедневное использование, если не считать любителей посидеть на лавочке в пустом сквере и покататься на велосипеде или роликах по плацу. Как результат — огромное пространство в самом центре города большую часть года полупустует.

Новые смыслы старой площади

Эскизный проект реконструкции площади, созданный группой архитекторов во главе с Храмовыми, предлагает оживить площадь, включить ее в городскую жизнь, наполнив новыми смыслами. В «театральном» сквере (угол Вилоновской и Галактионовской) хотят разместить летнюю сцену оперного и площадку для выступления уличных театров, в «детском» (угол Вилоновской и Чапаевской) — полноценную игровую зону и пространство для буккроссинга от юношеской библиотеки, реконструировать выставочные стенды в «музейном» сквере (угол Чапаевской и Красноармейской), а в «архитектурном» (угол Галактионовской и Красноармейской) — установить туристский информационный центр, пункт проката велосипедов, кафе, а также площадки для паркура, велоэкстрима, скейт-парк.

Вдоль фасада театра, между двумя скверами на Чапаевской и вдоль них авторы предлагают устроить сухие фонтаны. Вдоль скверов установить мемориальные стелы, на которых отразится богатая история площади. Архитекторы максимально бережно подошли к историческому облику ансамбля и его нынешним функциям. Сухие фонтаны не помешают параду и другим массовым мероприятиям, поскольку смещены с основной оси вдоль улицы Молодогвардейской. Единственное кардинальное решение — перепланировка скверов с прокладкой диагональных аллей.

236093b7-88c6-4d1c-bf76-014edd53d197

Эскизный проект, над которым совершенно бесплатно работали несколько десятков человек, бурно обсуждается до сих пор. Первая реакция была ожидаемой. Городские власти воздержались от официальных заявлений, архитектурный цех отмалчивался или завистливо фырчал, а часть горожан обрадовались, что кроме набережной в Самаре может появиться еще одно комфортное благоустроенное пространство. Но громче всех в этом хоре звучал голос группы активистов, утверждавших, что на площади Куйбышева все и так хорошо, а исторический ансамбль ни в коем случае нельзя трогать — только реставрировать. Не идут, мол, фонтаны и стелы величественному «сталинскому» Дворцу культуры.

От Дома советов к ДК Куйбышева

На самом деле фонтаны и стелы могли появиться на площади еще в 1930-х. Эпопея с проектированием Дворца культуры имени Куйбышева достойна отдельной статьи, так что скажем лишь, что в этой истории фигурируют фамилии ведущих советских и куйбышевских зодчих довоенного периода: Щусева, Щуко, Гельфрейха, Полева, Каневского, Щербачева, Троцкого. В конечном счете в работу был принят эскизный проект Николая Каценеленбогена. Главными критериями отбора были не архитектурные достоинства фасадов, а удобная планировка, кубатура здания и смета на строительство.

14199270_1190558564334961_7504052989689076099_n

Эскизный проект Каценеленбогена передали профессору Ною Троцкому, который на его основе создал окончательный вариант, включая внешний облик фасадов и привязку памятника Куйбышеву работы Матвея Манизера. В архитектуре ДК Троцкий использовал элементы более ранних своих ленинградских работ — проектов типовой школы на 880 мест, образцового универмага на набережной Обводного канала и др. Но главная работа архитектора, с которой рифмуется здание куйбышевского ДК, — это ленинградский Дом Советов на Московском проспекте и проект прилегающей к нему площади.

Дом Советов и Дворец культуры проектировались в 1936-м. Они схожи композиционно, практически одинаково привязаны к колоннадам центрального входа памятники Ленину и Куйбышеву, архитектура фасадов продиктована назначением зданий: сравнительно сдержанный по пластике фасад Дома Советов и монументальный ДК с ярко выраженной входной группой.

В первоначальном проекте Дома Советов (на фото) Троцкий, вопреки условиям конкурса, устроил площадь для митингов и демонстраций параллельно фасаду здания, а перпендикуляр отвел для клумб и фонтанов. По торцам здания разместились еще два больших бассейна с фонтанами.

«В очень цельной объемно-пространственной композиции Дворца Советов и его окружения все подчинено выражению задуманного архитектором сильного героического образа, — пишет в книге „Ной Троцкий“ исследователь Татьяна Суздалева. — Главный фасад задуман как фон для памятника В. И. Ленину — фокуса всей композиции. Трибуны и памятник в сочетании с мемориальными стелами, фонтанами и обелисками создавали бы торжественную обстановку площади».

По многим причинам этот проект так и не был реализован. Строительство Дома Советов завершилось незадолго до начала Великой Отечественной, а в 1940-х план переноса сюда административного центра Ленинграда канул в Лету. Скверы на Московской площади разбили лишь в 1950-х, в 1970 году установили памятник Ленину, а в 2006-м запустили комплекс фонтанов, хотя к проекту Троцкого это уже не имело никакого отношения.

Проект планировки и благоустройства площади Куйбышева в Самаре разрабатывался в 1939-м местными архитекторами, но в его основу, очевидно, лег первоначальный вариант Московской площади в Ленинграде. В архивных документах нет упоминания о фонтанах и обелисках, однако можно предположить, что связано это было в первую очередь с экономией средств. Война и здесь внесла свои коррективы. Ансамбль площади Куйбышева не был завершен, так что можно только предполагать, каким он мог стать в итоге. Если б не было войны…

К вопросу обновления площади Куйбышева за 80 лет архитекторы обращались не раз. В 1975-м проект реконструкции разрабатывал главный защитник самарского наследия Ваган Каркарьян. В 1990–2000-х было еще несколько проектов, но они за гранью добра и зла, так что даже не буду называть фамилии авторов.

Что касается эскиза 2015 года, творческая группа во главе с Храмовыми создала абсолютно современный проект, но при этом учитывающий нереализованное Троцким в Куйбышеве и Ленинграде. Жаль, что и в этот раз архитектурные фантазии авторов вряд ли будут воплощены. Впрочем, дождемся проекта от красноярской компании, выигравшей конкурс, и посмотрим, как он будет осуществлен до конца 2017-го.

Армен Арутюнов
Градозащитник. Редактор отдела культуры газеты «Волжская Коммуна»

Фотографии: Владимир Сверкалов и ЖЖ Армена Арутюнова

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета»,
№ 15-16 (103-104) за 2016 год (сентябрь)

pNa

Оставьте комментарий