Русская речь Contemporary или Поэтическая логоцентрика

 

 «После всех объявлений о конце логоцентризма всё же самое важное и интересное, что сегодня происходит со смыслом, с процедурами его извлечения, разыгрывается именно на территории стихотворения, в поэтической речи. Поэтому формат «Поэтической логоцентрики» предполагает и авторские чтения, презентации новых поэтических книг, и обязательно какие-то рефлексивные аналитические практики – круглые столы, семинары, дискуссии».

Так профессор Виталий Лехциер, автор термина, вынесенного в заголовок статьи, прокомментировал событие, случившееся на филологическом факультете Самарского университета.

Поэтический сериал: фильм первый

Еще не прошло послевкусие от новогодних праздников, когда в ФБ появилось видео с круглого стола в Саратове, на котором обсуждался первый том проекта «Русская поэтическая речь’2016. Антология анонимных текстов». Теперь и самарское литературное сообщество включилось в своеобразный читательский марафон, в котором приняли участие литераторы 14 городов: от Перми до Минска, от Москвы до Нью-Йорка (с ними можно познакомиться в Сети на сайте проекта).

В антологию первого тома вошли ранее не публиковавшиеся подборки 115 действующих поэтов России и зарубежья, пишущих на русском языке, – без указания авторства текстов. Члены редколлегии – известные поэты, кураторы, издатели Виталий Кальпиди, Марина Волкова, Дмитрий Кузьмин, олицетворяющие два полюса актуальной поэтической речи.

Интригу анонимности собираются держать до того, как выйдет в свет второй том проекта, его ожидают в апреле. Содержание второго тома составит сумма откликов на первый – тексты читателей, среди которых ученые филологического и других профилей, критики, любители поэзии, студенты.

Основная фишка первого тома, как уже указывалось, его анонимность. «Это первая в русской литературе попытка отказаться от обаяния имени поэта, от груза его статуса, премиальной истории, количества книг и публикаций или отсутствия таковых». Основная претензия кураторов – дать первый пример «новой гуманитарной идеологии и одновременно шоковую масштабную демонстрацию современной поэзии, её моментальной многопрофильной рефлексии. Уже сам состав участников коллективной рефлексии непривычен для современного литературного процесса, и не все высказывания бывают услышаны тут же – разные позиции, разные языки говорения о поэзии. На круглом столе в Самаре участники словно разделились на два лагеря: уважаемые учёные и молодежь. Линией раздела послужили режимы чтения, а точнее, важность имени автора для читателя».

Мне не показалось, что в Самаре был водораздел, скорее молодым участникам круглого стола захотелось расширить виртуальную составляющую проекта. Режим чтения без автора, который проект устанавливает, дает аналогии с Интернетом, который конструирует свои порядки чтения и отклика. «Имя автора текста – это ведь не только капитализация этого текста, задающая наше восприятие и наши оценки текста, но и законный содержательный контекст понимания любого текста. Эксперимент изымает текст из контекста персонального творчества автора, индивидуальной поэтики, как бы отдавая его «на растерзание» свободному истолкованию в том контексте, который теперь совершенно произвольно может задавать интерпретатор. Наверно, для фиксирования общих тенденций развития поэтического языка в стране это хорошо и полезно, как и для феноменологического обнаружения наших «режимов чтения», но для аутентичного понимания того или иного текста это сомнительно».

Виталий Лехциер заметил: «При должных сопутствующих усилиях проект «Русская поэтическая речь» может стать отличным кейсом для выяснения поведенческих стратегий актуальных поэтов в отношении собственных текстов, собственной узнаваемости, а также когнитивных установок филологов, привыкших интерпретировать тексты, зная, кто их написал».

Материальным результатом круглого стола в Самаре стали две статьи для второго тома. Основным результатом проекта «Русской поэтической речи» в целом можно считать то, что этот проект благодаря поразительному энтузиазму его кураторов спровоцировал разговор о текущей ситуации в русской поэзии во многих городах, университетах и литературных средах.

Большой потенциал обсуждения поэтической антологии видится и в том, что она «должна помочь молодым представителям из региональных литературных сред показать абсолютную значимость индивидуальной поэтики для автора». Эта позиция позволила перейти к презентации новой книги поэта из Казахстана Алексея Швабауэра «Небесные носороги», изданной в поэтической серии «Цирк Олимп+TV».

Екатерина Безгинова, активный куратор сетевого литературного объединения «МОСТ», заметила: «На мой взгляд, в текстах автор весьма впечатлён контекстом (но не заигрывает с ним). Контекстуальное скорее задает тон, а не является доминантой; и через этот белый шум в некоторых случаях дотягивается до интересных вещей… Призма контекстуального, бытового кажется для этих текстов необходимой, некой точкой схода множественностей и сжатия их до текста».

Сам автор, собственно, и вел презентацию: читал стихи, отвечал на вопросы. Было симпатично, что его «контексты» и «оболочки» исключали какую-либо конъюнктуру и не теряли ландшафта индивидуальной поэтики.

Елена БОГАТЫРЕВА

Кандидат философских наук, доцент Самарского университета.

Рисунок Сергея САВИНА

 Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 7 (115), 2017, Апрель

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *