Александр Калягин: «Мы можем потерять отечественную культуру»

В понедельник, 25 сентября, председатель СТД Александр Калягин, открывая Уральский театральный форум, рассказал о том, что тревожит его сегодня больше всего.

Речь идет, разумеется, об инициативе Минфина внедрить в сфере культуры «Закон о социальном заказе» .

– Нам предлагают очередной законопроект, который, если будет принят, создаст и вовсе невыносимые условия для жизни, – сказал Александр Александрович. – Министерство финансирования предложило проект федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».

Попытаюсь в нескольких словах рассказать суть этого законопроекта и назвать причины, по которым мы считаем этот закон губительным для театра.

 Что предлагается? Оказывать государственные и муниципальные услуги на конкурсной основе. И для этого органы власти формируют государственный (муниципальный) социальный заказ. Объем этого заказа определяется потребностями граждан и наличием средств в бюджете. Все очень просто. Предположим, экономические реформаторы решат, что потребности в театре у каждого гражданина нашей страны – это два или три спектакля в год. На это есть деньги в бюджете и все – социальный заказ легко просчитан.

Но это только начало, дальше вообще начинается фантасмагория.  Сформировав социальный заказ, наши великие реформаторы объявляют конкурс, в результате которого отбираются исполнители этого заказа, и это может быть кто угодно. Видимо, критерий в отборе будет один – кто меньше попросит денег, а художественный уровень предлагаемых услуг, вряд ли кого-то будет волновать. Я не буду долго вам рассказывать про все нелепости, которые нам предлагаются, лучше меня прокомментируют этот   закон мои коллеги, сегодня здесь с нами Валентина Юрьевна Музычук, генеральный директор Большого театра Владимир Георгиевич Урин, Директор Вахтанговского театра Кирилл Игоревич Крок, завтра будет круглый стол, модератором которого является Михаил Ефимович Швыдкой. То есть мы еще обсудим этот законопроект.

Единственное, что хочу сказать. У меня нет сомнений: конечной целью идеологов бюджетной и административной реформы является ликвидация бюджетных и автономных учреждений как основы бюджетной сети.

Кажется, что такой столь изощренный метод уничтожения не только культуры, но и образования, медицины, а значит и всей страны, могут придумать только наши внешние враги, но нет, это сочинили наши соотечественники.

Я бесконечно говорю о том, что нельзя потребность в приобщении к культуре, как потребность в образовании, научной деятельности нельзя называть услугой. Это и является главным пунктом непримиримых разногласий культуры и финансово-экономического блока.

Культура – не сфера услуг. Более того, культура – не часть «социальной сферы».

Мы считаем следующее:
1. Необходимо полностью исключить культуру из текста законопроекта.

2. Параллельно приступить к разработке нового законодательства о культуре, которое должно ввести в гражданское законодательство особый организационно-правовой статус для государственных и муниципальных организаций культуры.

Несколько лет назад я написал статью «Воспитание чувств», в которой подзаголовком была следующая фраза: «Государству нужна культурная политика». «Я уже говорил и продолжаю настаивать: необходимо разрабатывать государственную политику в области культуры и искусства», – это тоже фраза из той статьи, а она была написана почти десять лет назад. И сегодня мы вновь вынуждены констатировать: единая культурная политика сегодня не осуществляется.

 Повторю: необходимо новое законодательство о культуре, которое должно стать главным этапом реализации Основ государственной культурной политики, создать условия для реализации в стране единой культурной политики. Государственная политика в области культуры заменена государственной поддержкой культуры, что далеко не одно и то же

Новое законодательство о культуре должно зафиксировать в гражданском законодательстве следующее:

— статус культуры и всей гуманитарной сферы, как самостоятельного направления внутренней политики;

— особый организационно-правовой статус организаций культуры и искусства, не связанный с оказанием услуг;

— специфические для каждого вида культурной деятельности формы государственной поддержки;

— гибкую систему государственного контроля и надзора в сфере культуры.

Больше медлить нельзя, это насущное требование времени. Мы можем потерять отечественную культуру, и это уже не просто досужие разговоры, это реальное положение дел.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *