Самара заслуживает консерватории!

Наша губернская столица никогда не имела своей консерватории.

В представлении многих само понятие «консерватория» овеяно ореолом чего-то возвышенного. Это во многом справедливо. Как показывает практика, консерватории являются центром сосредоточения профессиональных творческих сил региона.

Самара – город, имеющий достойное музыкальное прошлое и настоящее, заслуживает открытия консерватории!

Такую позицию горячо отстаивают многие представители художественной и научной общественности, музыканты, артисты, педагоги, наконец, сами горожане.

Из истории

Консерватория – высшее учебное заведение для обучения лиц с общим средним и музыкальным образованием, готовящее исполнителей (инструменталистов и вокалистов), композиторов и музыковедов, имеющее педагогическую и исполнительскую направленность. Такое определение дают академические источники. Не вызывает сомнения факт, что именно консерватории стали залогом блестящего расцвета музыкального искусства в нашей стране. Они становятся централизующей структурой в системе не только музыкального искусства, но и культуры региона в целом.

А что же Самара? Ее нет в списке счастливцев! А ведь еще в далеком 1938-м вопрос об открытии консерватории энергично ставился в местной прессе. Общественность города поднимала эту проблему неоднократно.

Во время приезда в Куйбышев, Тихон Хренников, в ту пору – председатель Союза композиторов СССР, рекомендовал городу создавать традиции.

В поддержку открытия консерватории высказываются В. Гергиев, Ю. Башмет, С. Слонимский, А. Чайковский, В. Задерацкий.

В публицистических и научных статьях необходимость создания консерватории в Самаре отстаивает доктор философских наук, профессор Е. Бурлина. Но в губернской столице по-прежнему нет важнейшей структуры для плодотворного развития академической музыкальной культуры. Ведь именно консерватория призвана, с одной стороны, учить, а с другой – фокусировать все значительные художественные силы региона.
Традиционно в консерватории удостаиваются преподавать те, кто заявил о себе как самый яркий и высокопрофессиональный исполнитель, композитор, музыковед.

День грядущий

Последние 25 лет подготовку профессиональных музыкантов и музыковедов осуществлял музыкально-исполнительский факультет (консерватория) в стенах Самарской государственной академии культуры и искусств (СГАКИ), отчасти выполнявшей функцию консерватории. Но неожиданно после очередной, причем успешно пройденной аттестации ВУЗ без сопротивления потерял прежний статус Академии культуры и искусств и перешел в более низкий разряд Института культуры. Но и над ним – грозные тучи! Из культурной среды Самары настойчиво вычеркиваются духовные накопления, педагогический опыт, профессиональное мастерство, сформированные традиции, творческие открытия, научные достижения многих деятелей культуры и искусства.

Десятилетиями выпускники пополняли только в Самаре (не говоря об области и других регионах) как минимум четыре оркестра (оперный, филармонический,народный, духовой), различные хоровые коллективы, обновляли педагогический состав музыкальных школ и школ искусств. Огромен вклад в развитие и сохранение культуры и искусства региона представителей Самарского отделения Союза композиторов России – композиторов, музыковедов, фольклористов.

В условиях отсутствия композиторского факультета в Самаре, когда, казалось бы, нет почвы для обнаружения и взращивания композиторских талантов.

Но продолжаются традиции гения XX столетия Д. Шостаковича, ставшего основателем композиторской организации в Куйбышеве (1942). Его имя с гордостью и благодарностью могла бы носить Самарская государственная консерватория.

Бережно сохраняя уникальный вид творчества, каковым является сочинение музыки, самарские композиторы всегда передавали знания, опыт, умения одаренным детям и талантливой молодежи. Сегодня четверо воспитанников самарской композиторской школы – студенты композиторского факультета Московской и Санкт-Петербургской консерваторий!

Однако вернемся к вузу, формат которого, словно под действием недоброй волшебной палочки, стремительно оптимизируется и модернизируется в сторону уничтожения сообщества музыкантов, формализации самого процесса передачи знаний от поколения к поколению, бюрократизации документационного обеспечения и т.п.

Началось сокращение цифр набора на исполнительские специальности, которое с этого года приобрело обвальный характер.

Простые и потрясающие цифры: в 2019 году певцы и актеры не нужны – набор обучающихся не планируется! А вот исполнители на различных инструментах еще немножко требуются: 10 (!) мест на фортепиано, скрипку, альт,виолончель, контрабас, флейту, гобой, кларнет, фагот, трубу, валторну, тромбон, тубу, баян, аккордеон, балалайку, домру, гитару.

Ну и ладно, и ничего страшного, обойдемся в Самаре-городке без музыки! Мы знаем, что талантливые самарские дети, молодежь не пропадут! Они заполнят достойные вузы в других городах России.

А чем заполнится наша Самара на великой реке Волге? Какими песнями? Какими голосами? Нам всем, вместе взятым – музыкантам,актерам, певцам, режиссерам, дирижерам, наконец, публике, и тем людям, у кого есть доступ к реальным механизмам формирования, строения, создания, сохранения самарской культуры, – это всё безразлично? Или не по силам отстоять свое достояние и традиции? Или неубедительны мы там, где решаются судьбы нашей культуры, наших вузов, нашей молодежи, нашего будущего?

Пророки самарского музыкального Отечества

Много аргументов – высказанных и умалчиваемых – у противников консерваторского образования в Самаре! Один из них: «Да кто там, в Самаре, учить-то будет?!» Вспомним о талантливейших музыкантах, которые могли бы стать преподавателями Самарской консерватории, но ими не стали по причине отсутствия таковой. Вот лишь несколько примеров.

Борис Андреевич Сосновцев (1921–2007) – заслуженный деятель искусств,композитор, кандидат искусствоведения, профессор – родился в Самаре, учился в Детской центральной музыкальной школе (ДМШ № 2).

Его педагогами были А. Ф. Лаговская, С. О. Орлов, А. В. Фере. После окончания Куйбышевского музыкального училища поступил в Московскую консерваторию, получал стипендию имени П. И. Чайковского. Окончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию. Получил приглашение стать директором музея Чайковского в Клину, но захотел жить на Волге и вернулся бы в Куйбышев, будь там консерватория. И вот с 1953 года Борис Андреевич – старший преподаватель Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, с 1956 г. – председатель Саратовского отделения Союза композиторов РСФСР, с 1961 г. – зав. кафедрой теории музыки и композиции, а в 1969–1976 гг. – ректор Саратовской консерватории.

С 1945 по 1960 г. в Куйбышевском музыкальном училище преподавал и заведовал фортепианным отделением Александр Давидович Франк (1919–1994). Ученик выдающегося пианиста и педагога, профессора Московской консерватории, одного из корифеев отечественной фортепианной школы К. Н. Игумнова, Франк был душой музыкальной жизни города Куйбышева.

Среди его учеников – цвет педагогов музыкального училища: В. И. Хайкина, И. М. Ярина, Л. В. Парфенова, Н. Н. Демидова, Г. Е. Каторжанская, Л. М. Шарыпова, О. Н. Вайзян, Н. В. Добродицкая, С. В. Виноградова.
Когда стало ясно, что Франк – это личность консерваторского масштаба, он покинул Куйбышев и стал ведущим преподавателем Института искусств в Уфе.

Свидетельством упущенных возможностей в развитии музыкальной культуры Самарской (Куйбышевской) области может стать обширный список музыкантов из Самары, поступивших в консерватории страны, успешно завершивших обучение и ставших преподавателями, заведующими кафедрами, деканами и проректорами этих консерваторий.

Сегодня наши земляки преподают в вузах Великобритании, Канады и других стран мира. И только родной Самаре отказано в праве на консерваторское образование!

Организация консерватории – дело трудное и хлопотное. Однако мы не теряем надежды на то, что голос художественной общественности Самары будет услышан, а проект создания консерватории получит реальную поддержку.

Полагаем, что в стратегии развития Самарского региона среди культурных инициатив найдется место и проекту по созданию консерватории.

Редакция

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 31 октября 2018 года, №№ 15-16 (144-145)

2 thoughts on “Самара заслуживает консерватории!

  • Ноябрь 3, 2018 at 2:59 пп
    Permalink

    Не могу согласиться только с одним. Не отчасти, а полностью. Нужно хорошо знать ситуацию и положение дел в СГАКИ до СГИКА. Я могу ответственно заявить, что мы не уступаем по качеству обучения любой консерватории страны. Кроме столичных, конечно. Консерватория БЫЛА и ЕСТЬ пока… Не нужно изобретать велосипед. У нас есть педсостав -профессора и доценты (ВААКовские). Многие имеют почётные звания Российской Федервции. Инструментарий и здание. Это база для создания (восстановления, точнее) консерватории.Областному центру, такому, как Самара, нельзя не иметь ВУЗа искусств. А название может быть разным- консерватория, институт искусств, институт музыки….

    Ответ
  • Ноябрь 3, 2018 at 7:00 пп
    Permalink

    Я бы хотел увидеть свой комментарий. Или написать его отдельно?

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *