Мнения: ,

Красота и уродство

12 ноября 2018

В этом году 12 октября в Самаре стало самым модным днем. В Музее Модерна открылась выставка «Кино и мода», а в театре оперы и балета состоялось финальное шоу XVIII Фестиваля моды и театрального костюма.

Флагманом мероприятий стал историк моды и шоумен Александр Васильев. Ваш корреспондент отдал свой день и драгоценный пятничный вечер на попытки уловить модные тренды и научиться отделять красоту от уродства, что при современном курсе весьма сложно.

Разницу между красотой и уродством мыслители пытались уловить уже давно. В начале XXI века за это взялся великий Умберто Эко в литературном диптихе «История красоты» и «История уродства». Во второй работе еще во введении он обозначил, что уродство – это в первую очередь что-то противопоставленное эстетическим канонам западной цивилизации. В этой же книге он упомянул Карла Розенкранца, подобравшего к уродству определение «ад прекрасного». И это обозначение, наверное, лучше всего описывает современные модные тренды. Умберто Эко оказался провидцем и предсказал будущее моды. Сегодня красота и уродство так плотно вцепились друг в друга в схватке за индивидуальность, что их уже не различить.

На фоне этих рассуждений интересно сравнить образы ХХ и XXI веков. Историк моды Александр Васильев предоставил такую уникальную возможность Самаре. В Музей Модерна он привез наряды див прошлого столетия. И в этот же день провозгласил со сцены театра оперы и балета начало модного дефиле современных дизайнеров.

Цепкие лапы обаяния

Если Коко Шанель считала, что гардероб женщины начинается с маленького черного платья, то советские актрисы скорее бы сошлись на том, что важнее всего иметь красный эффектный наряд. Первой за этот довод выступила бы актриса Клара Лучко, звезда «Кубанских казаков» и «Цыгана». На выставке – ее знаменитое платье, которое в 50-е в Каннах нарекли «красной бомбой».

У Людмилы Гурченко тоже было яркое красное платье из эластичного плюша с рукавами летучая мышь, оно было сшито в СССР в 70-х. Теперь его можно увидеть в зале Музея Модерна на одном стенде с нарядом Татьяны Лавровой от Вячеслава Зайцева и сценическим платьем Алисы Фрейндлих, созданным специально для спектакля «Гори, гори, моя звезда…». Тут же фантастическое алое одеяние – комбинированное платье из плюша и искусственного шелка, отделанное стразами, боа из страусовых перьев для Любови Полищук. Такой гламурный наряд был актуален уже в 2000-х.

«На протяжении уже ста лет мы живем в цепких лапах обаяния кино. Многие актрисы стали иконами стиля. Им подражали миллионы женщин, копируя прическу, макияж, фасоны платьев, фразы. Это говорит о том, что актрисы прожили свою жизнь не зря. Они проложили эстетические пути к идеалу внешнего вида», – рассуждал во вступительном слове к открытию выставки Александр Васильев.

Его взяли в плотное кольцо увлеченные дамы. Они ловили каждое его слово, абсолютно очарованные его кошачьей харизмой. Он обладает невиданной властью над сердцами женщин. Кажется, что за фото с ним готовы биться. В самом деле, во время его речи в большом зале даже перевернули один из манекенов, настолько захватил всех ажиотаж встречи. Но Васильев как укротитель тигров – сумел всех успокоить и дал возможность всем желающим сфотографироваться с ним.

Он, конечно, масштабная личность. Его коллекция насчитывает около 65 000 экспонатов, что на сегодня считается одним из самых больших собраний. Его выставка «Кино и мода» уже давно с успехом путешествует по России, и из его слов ясно, что ей он особенно гордится.

Специально для Самары он подобрал несколько новых экспонатов. Например, желтое платье оперной дивы Татьяны Лавровой. Именно с него он начал небольшую экскурсию по выставке, обозначив, что оно и является главным подарком для самарских зрителей. В этом платье Татьяна Лаврова была на премьере «Войны и мира» Прокофьева в постановке Бориса Покровского в Большом театре. Костюм создан в 1955 году по эскизу художника Владимира Дмитриева. Дива родилась в Самаре в 1911 году. Сейчас ее здесь все забыли и даже похоронили ее имя. Интерес этого платья в том, что оно перешито из костюма эпохи модерна. В Советском Союзе был дефицит ткани и отделок, и очень многие звезды пользовались тем, что перешивали старинные платья в более актуальные.

Золотые платья, наряды с русскими узорами, утонченные образы new look, сценические костюмы – калейдоскоп трендов ХХ века. А какие имена звучат на выставке: Анастасия Вертинская, Наталья Гундарева, Людмила Касаткина, Надежда Румянцева, Наталья Селезнева, Алла Пугачева, Майя Плисецкая, Вера Холодная! Большинство из нарядов являются оригинальными, предоставлены Васильеву напрямую из гардеробов актрис. Но есть и несколько реплик костюмов, так как некоторые дивы настолько затаскивали свои платья, что их уже нельзя выставлять.

Выставка обречена стать одной из самых популярных в этом году. Посетить ее можно до конца января. Здесь не только платья, но и аксессуары. Сразу надо обратить внимание на золотые и серебряные туфли Надежды Румянцевой. Не пропустить их поможет аудиогид по экспозиции, записанный специально модным маэстро.

Выставку «Кино и мода» от Васильева смело можно считать уроком красоты – гибкие линии, женственные силуэты, благородные цвета, грациозность образов – всё в лучших традициях, которые завещали женской моде послевоенное время и такие дизайнеры, как Кристиан Диор и Кристобаль Баленсиаго. А теперь к тому, что может быть адекватно оценено только через сотню лет, к современности.

Постирония и локальность

«Спорт-шик сейчас особенно популярен и является одним из ведущих трендов осеннего и зимнего сезонов. Спорт во многом победил благодаря практичным деталям – легкости в стирке, глажке, динамизму в движении, удобным карманам, заклепкам и резинкам. Важна здесь победа и спортивной обуви. Это кроссовки и слипоны, которые сегодня составляют базу гардероба женщины. Не могу сказать, что это очень грациозно и украшает стопу. Но против моды нет никакого приема, ее никак не остановить. Сегодня в моде быть уродливой», – ответил Александр Васильев на вопрос журналистов о том, почему в этом году темой Поволжских сезонов выбран спорт.

Теперь настало время поговорить о так называемой ugly fashion. Этот сорняк пророс на китчевой почве моды двухтысячных. Заботливо поливаемый маркетинговыми компаниями в социальных сетях, во времена постиронии он стал главным деревом в саду. Если есть желание попробовать – начинать надо с обуви. Уродливые кроссовки, созданные в сложных коллаборациях, – предел мечтаний многих молодых людей. Их поклонников даже называют сникерхэдами. Зачем все это? Главное – противоречивость, бунт против признанных канонов, визуальный конфликт, всё ради индивидуальности. Чем нелепее костюм, тем больше комментариев в соцсетях – это и есть успех. Просто, когда каждый человек имеет возможность стать публичной личностью, в правила игры вступают законы маркетинга. Но никто не заметил тот момент, когда маркетинг стал так ультимативно диктовать дизайнерам, что делать.

Теперь в Поволжских сезонах откровенно российская тема. Порой нет-нет да и подумаешь, что ты что-то перепутал и попал на фестиваль «Рожденные в сердце России». Длинные косы, пестрые платки, вышивка, сарафаны, кокошники в каждом третьем показе – одновременно хочется радоваться и плакать. Конечно, были чалма и халаты: самарская мода – между Востоком и Западом. На самом деле, в эпоху увлечения идеей локальности иметь свой модный фестиваль, где из года в год отслеживаются свои собственные тренды, – чудо из чудес, подчеркивающее уникальность региона.

В этом году показ получился очень интересным. С одной стороны, сказать, что какая-то коллекция поразила зрителей, трудно, но зато практически в каждом выходе были вещи, которые очень хотелось бы купить. Такая победа материального над идейным.

Хотя Васильев и говорил о том, что сегодня в моде быть уродливой, на показах откровенного кошмара не было. Да, большинство из представленных нарядов не делают фигуру женственнее, не придают элегантности и грациозности, зато они не лишены стиля, удобны и иногда экстравагантны. В этой сложной борьбе – Востока и Запада, элегантности и удобства, красоты и уродства – победила дружба, а точнее, никто. Гран-при снова ушел в руки дизайнера, работающего над театральными костюмами. Урсула Берг из Самары представила свою уютную сказочную историю под названием «Вязаное Рождество». Некоторые зрители могли видеть эти костюмы в прошлом декабре на детском спектакле в галерее «Формограмма».

Про самарских дизайнеров Александр Васильев сказал: «Они сильны. Меня удивило их богатство – дорогие ткани, роскошные вышивки. Мы живем в период, который многие называют кризисным. Но лично я на сцене какой-то экономии в материалах, экономии в средствах выражения не увидел. Я считаю, что мы с гордостью можем говорить о том, что, во всяком случае, внешне дизайнеры живут неплохо. Конечно, за каждой внешней роскошью может быть очень много проблем, слез и тягот, но мы этого не замечаем. Внешне все это выглядит очень достойно».

Кажется, что больше и не надо. Самарские дизайнеры выглядят богато, в лучших традициях купеческого города, получают главные призы и воспевают традиции российского костюма и спорт. Стоит еще порадоваться, что организаторы вынесли практически все детские коллекции во внеконкурсный показ. Но и взгрустнуть, что мужских коллекций в этом году не было. Вместо балета – выступление от школы современных танцев и песня от звезды музыкального телешоу Софьи Бабич, чья мама недавно приняла участие в программе Александра Васильева.

Следующий год для Поволжских сезонов особенно ответственный. Им уже исполнилось восемнадцать лет, и в 2019 они должны вести себя по-взрослому: отбросить излишние амбиции, полюбить свою уникальность и стать свободнее в идеях.

Ксения ГАРАНИНА

Фото Антонины СТЕЦЕНКО

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 31 октября 2018 года,
№№ 15-16 (144-145)

pNa

Оставьте комментарий