Мнения: ,

Уинстон Мудрый

11 января 2019

Дэн Браун, носящий титул «Умберто Эко для бедных», порадовал мировую общественность романом «Происхождение».

Одним из главных персонажей является нечто по имени Уинстон, сверхсистема искусственного сверхинтеллекта. Уинстон знает ответы даже на незаданные вопросы, может найти выход из любой ситуации. Прямо-таки старик Хоттабыч с двадцатью высшими образованиями. Возможен ли такой монстр?

Но сразу встают два вопроса: что же такое «простой» интеллект? И зачем его имитировать? Прежде всего, мы часто не в силах различить понятия: эрудиция, ум и интеллект. Стать эрудитом несложно: смотри телевизор, сиди в Интернете — и ты готов к любой светской беседе.

Что касается ума, то мы охотно присваиваем его и людям, и животным, и даже неодушевленным предметам. Однако заметим себе, что бывают умные люди, не обладающие огромным запасом сведений. Что бы вы сказали о человеке, за два-три года «с нуля» в совершенстве овладевающим некоторым языком? Умный, ведь правда? А любой ребенок именно такое и проделывает.

А интеллектом я бы назвал обученный ум. Есть нехитрый трюк: научите своего пятилетнего малыша декламировать третий закон термодинамики, и вам гарантированы зависть и ложное восхищение ваших знакомых. Вообще-то этот трюк вреден, ибо может сформировать у ребенка устойчивую ненависть к естественным наукам, но дело не в этом.

Спрашивается: можно ли этого ребенка считать интеллектуалом? В зависимости от того, как вы отвечаете на этот вопрос, и решается проблема существования искусственного интеллекта.

В ХХ веке швейцарский психолог Жан Пиаже исследовал стадии формирования интеллекта, наблюдая за развитием ребенка. Вообще-то первоначально он хотел выяснить истоки возникновения человеческой речи, языка. Но правильно подметил, что язык и интеллект неразрывно связаны. Что ж, будем считать, что с естественным интеллектом мы, в первом приближении, разобрались. Что же касается искусственного, то давайте обратимся к классикам ИИ.

«Искусственный интеллект можно определить как область компьютерной науки, занимающуюся автоматизацией разумного поведения», — как пишет Джордж Люгер. В книге Стюарта Рассела и Питера Норвига говорится, что система искусственного интеллекта может думать (либо действовать) разумно (как человек). Судя по сегодняшнему прогрессу, в принципе, возможно создание таких систем. Но важно вот что. Младенцы, по наблюдению Пиаже, познают мир только посредством различных действий: рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и прочего. У компьютера нет таких богатых возможностей. У него нет мамы-папы для того, чтобы научить его, как лает собачка, где у него пальчики, которых, кстати, у него и нет. Значит, знания компьютера о нашем мире ограничены тем, что заложат в него когнитологи, то есть специалисты по работе со знаниями. Если они не сообщат системе, что у кошки четыре ноги, системе это будет невдомек.

Так или иначе, а работы над созданием ИИ продолжаются, причем успешно. Правда, до Уинстона еще как пешком до Мексики. Рассмотрим основные направления исследований. Традиционно считается важнейшей задачей научить компьютер играть в шахматы. Ну, научили, привело ли это человечество к всеобщему счастью?


Игровая приставка playstation 5 будет желанным подарком для многих https://igroteka.club/playstation/ps5. Но дети, наверное, меньше всего ее ждут, так как основная целевая аудитория — это уже состоявшие геймеры.


Потом — распознавание образов. В некоторых случаях и эта задача решена. Самое известное решение — распознавание символов после сканирования текста, что в буквальном смысле освободило естественный интеллект студента в процессе подготовки рефератов. Еще узнавание лиц в толпе, что существенно помогает спецслужбам в поиске преступного элемента. Это уже кое-что. Однако следует отметить, что как только решается какая-то задача из некоторого списка «Проблемы и задачи искусственного интеллекта», то она из этого списка исключается, переходя в разряд инженерных.

Тем не менее, в этом списке еще полным-полно всего. Прежде всего, это проблема представления знаний. Не надо одушевлять неодушевленные предметы. Компьютер обладает душой в той же мере, что и стиральная машина. И обучать его не есть простая задача. Для этого нужен специальный язык. Параллельно этой проблеме проходит проблема понимания естественного, то есть человеческого языка. Если компьютер начнет понимать русский язык, то проблема учебы для него будет решена. За пару месяцев он прочитает все русскоязычные учебники, всё это запомнит.

Вся беда в том, что в учебниках содержится не вся информация о Мире. Где написано, что такое верх и низ, что такое вкусно, как правильно и, главное, — зачем пить пиво с креветками? А целоваться? Ведь без этого как-то не так. Возможен ли бездушный интеллект? Наверное, да, но этот интеллект не будет человеческим и не сможет принимать решения в точности такие, какие примет в данной ситуации человек. У нас есть интуиция, чутье, наитие, особенно у женщин. Вряд ли этими достоинствами обладает компьютер.

Однако предпринимаются шаги по непосредственному моделированию человеческого мозга, в частности, в виде так называемых нейрокомпьютеров. И в экономике, например, нейровычисления служат достойным инструментом. В деле создания нейроподобных компьютеров наша наука занимала одно из первых мест в мире! К слову сказать, программировать нейрокомпьютер не надо: он самообучается — либо с учителем, либо без него. Непонятно только, что у него нам хранится внутри, когда он чему-то научится. Очень важным делом является также разработка систем поддержки принятия решений. Возможно, это самое нужное применение ИИ.

Принимать решения приходится каждому человеку буквально на каждом шагу, причем это решения как задач будничных, повседневных, так и задач стратегических. Сейчас создаются персональные консультанты, подгоняемые под нужды каждого отдельного пользователя. Что-то подобное являют собой так называемые экспертные системы. Они моделируют поведение эксперта при поиске выхода из некоторой неприятной ситуации в условиях неполной информации, а иногда при жестком цейтноте.

Порой сам эксперт не в силах объяснить, почему он дал ту или иную рекомендацию, но почти всегда он оказывается прав. Часто он ссылается на «чутье печенкой», то есть на интуицию. Вот она, проблема работы со знаниями; в этом случае мы имеем дело с извлечением знаний (в СССР и РФ успехов здесь добилась группа ученых с Дальнего Востока во главе с А. Клещёвым). Не всегда мы осознаём, почему мы поступаем именно так, как поступаем, а ведь нам надо научить этому железяку!

В 70-е годы прошлого века весьма активно проводились работы по автоматическому переводу и информационному поиску. Были разработаны десятки, если не сотни искусственных языков с выраженной лексико-семантической связью. Суть тут простая. Например, крыша есть часть дома, кит больше кролика, но слово «крыша» не есть часть слова «дом», а «кролик» длиннее, чем «кит» (я имею в виду слова). Вот было бы здорово, если бы из самого начертания слова был ясен его смысл. В этом и состояла цель так называемых информационно-поисковых языков. Вы смотрите на текст, и всё сразу ясно (не скажу — понятно, но все-таки что-то). Теперь поиск осуществляется тупым перебором того, что нам выдал поисковик, хотя сами программы поиска базируются на тех, старых принципах.

Телевидение и Интернет здорово отбросили назад уровень интеллекта среднестатистического человека. Да, информации много — знаний мало, как сказал не я. К задачам искусственного интеллекта относятся также задачи медицинской диагностики, поиска полезных ископаемых, предсказания химических и физических свойств синтезируемых органических соединений, сочинение стихотворений и прозаических текстов, музыки. Зачем — не знаю, но некоторые опыты следует признать приемлемыми.

Особенно если сравнить их с отдельными произведениями Владимира Сорокина (это уж на о-о-очень большого любителя!). Опять-таки роботы, этакие игрушки XXI века. Но это всё «ля-ля», а вот как создать того самого Уинстона? Казалось бы, бери компьютер и начинай писать программу. А давайте попрактикуемся в программировании такой системы… ну, хоть и не искусственного, но, во всяком случае, интеллекта.

Стоит задача: научить систему завязывать «бантиком» шнурки или прочие веревочки. Не надо писать программу ни на каком языке программирования. Система понимает по-русски. Возьмите лист бумаги, шаг за шагом опишите движение пальцев, кистей рук, правила перекрещивания концов веревок. Смогли? Тогда честь и хвала вашему гению. Вы сможете создать Уинстона. Кстати, всех волнует проблема создания искусственного интеллекта. А дело-то в том, чтобы сравнить два этих разума. Так кто же умнее: Уинстон или Вася Пупкин из поселка Мусохраново Кемеровской области?

Герман ДЬЯКОНОВ
Специалист по теории информатики, старший преподаватель СГТУ.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 24 декабря 2018 года,
№№ 21 (150)

pNa

Оставьте комментарий