Мнения: , ,

Памяти друга

6 февраля 2019

15 января на 82-м году ушел из жизни Вячеслав Петрович Климов, много лет проработавший заместителем главного архитектора Самары, активист молодежного движения, первый президент легендарного ГМК-62.

Некролог, который меня попросили написать сразу же в день его смерти, я уместил в несколько строк, хотя было ясно, что в них есть только информация — скупая, скорбная и печальная. Нет человека, которого я хорошо знал.

Со Славой Климовым мы были знакомы еще в студенческие годы: оба учились в Куйбышевском инженерно-строительном институте. Далее работа нас развела, но весной 1962-го мы оказались вместе на скамейке в Струкачах, где группа инициативных молодых людей пыталась в условиях вроде бы наступившей хрущевской оттепели найти какие-то новые формы организации жизни молодежи. В итоге появился легендарный ГМК-62, Городской молодежный клуб, первым президентом которого и был определен друзьями Вячеслав Климов. Но незаурядность его личности обозначилась раньше.

Еще в дружеских тусовках на «Броде» он выделялся не только в хорошем смысле слова пижонскими манерами и внешним обликом, но и глубокими знаниями современной культуры, искусства, литературы, широким кругозором и разнообразными творческими интересами и талантами.

Вячеслав также прекрасно рисовал. В институте увлекся художественной фотографией, и его работы на устроенной тогда в институте выставке поражали вкусом и вполне профессиональным мастерством. А на третьем курсе института он заболел киносъемкой и начал что-то увлеченно снимать своим первым 8-миллиметровым «Спортом». У Славы даже появилась мысль отказаться от будущего в роли строителя, и он отправился в Москву поступать во ВГИК. Там он успешно прошел собеседование, но менять ранее выбранную профессию всё же не решился.

Впрочем, его творческие таланты и после института проявлялись постоянно. Знал о них и тогдашний главный архитектор города Алексей Моргун, который пригласил Климова на работу в должности заместителя, где как раз и требовались профессиональные инженерные знания в сочетании с творческими способностями. Здесь Вячеслав Петрович и проработал около 30 лет, практически до выхода на пенсию. Его участие в застройке Куйбышева 60–80-х годов где-то заметно и до сегодняшних дней, а многие известные архитектурные мэтры, как правило, весьма придирчиво и строго оценивающие коллег, с уважением относились к Климову в их совместной работе.

Стремление идти в ногу с жизнью, а также талант лидера позволили Вячеславу собрать близких по интересам единомышленников в легендарном ГМК-62. Это был клуб, объединивший по интересам многих молодых, кто увлекался музыкой разных жанров, живописью, театром, фотоискусством. Причем, в отличие от существующих в заводских клубах кружков художественной самодеятельности, всё было облечено в новые формы молодежного движения и вначале даже очень насторожило вожаков Ленинского коммунистического союза молодежи. Но и среди них нашлись те, кто мудро решил не только не мешать, но и помогать развитию новых форм молодежной жизни.

Многие возникшие в стенах ГМК-62 начинания вошли в историю и в современном виде существуют и сегодня. Достаточно вспомнить хотя бы ставшие уже международными музыкальный конкурс имени Кабалевского, джазовый фестиваль «Весна» или зародившееся в ГМК-62 бардовское движение, превратившееся затем в знаменитую «Грушу».

Вячеслав Климов в ГМК-62 был организатором, идейным вдохновителем и непосредственным исполнителем во многих проектах. Практически все клубные афиши рождались из его художественных эскизов, и своей оригинальностью они ярко выделялись в общей рекламной массе. Талант Славы проявлялся во всем — и в организации мероприятий, и в умении при их проведении обходить острые углы и улаживать конфликты с далеко не всегда согласными партийными рулевыми.

Вячеслав и его соратники по ГМК-62 не были открытыми диссидентами, но многие проекты клуба просто не вписывались в жесткие идеологические догмы упертых строителей развитого социализма. Настрой вольнодумства сопровождал организуемые публичные диспуты, где вместе с запрещенной абстрактной живописью обсуждались «крамольные» темы отношений полов и даже проблемы экономики и политики.

Откровенным противостоянием Горкома КПСС были встречены «антисоветские» песнопения Владимира Высоцкого в многотысячном Дворце спорта, а также фотовыставки с художественными работами стиля «ню». Последние в партийных кабинетах именовались не иначе как порнографией. Недовольство партийных «искусствоведов в штатском» вызывали танцшкола рок-энд-ролла и джазовые фестивали, которые проводились в условиях еще не до конца завершенной кампании «разгибания саксофонов».

Новации молодежного клуба вошли в историю, остались в памяти, что подтвердилось на организованном в 2017-м вечере встречи клубных ветеранов по случаю 55-летия ГМК-62. К сожалению, Славы Климова на встрече в зале филармонии не было: он уже тяжело болел, хотя его имя вспоминалось собравшимися друзьями многократно.

И конечно же, наш Слава-Вячеслав Петрович Климов останется в памяти и коллег по работе, и соратников по молодежному движению, и всех, кому он был просто знаком, близок и дорог при жизни.

ИГОРЬ ВОЩИНИН
Член Союза журналистов России, член правления ГМК-62

Ассоциация творческих союзов Самарской области и редакция «Свежей газеты. Культуры» выражают искренние и глубокие соболезнования родным и близким Вячеслава Петровича Климова.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 24 января 2018 года,
№ 1-2 (151-152)

pNa

Оставьте комментарий