Мнения: ,

Самарская серенада. Приношение Чайковскому

22 сентября 2015

8-1_Третья часть Серенады. Элегия. В центре Ксения Овчинникова. Фото Елизаветы Суховой

В самом начале июля на сцене Самарского академического театра оперы и балета состоялась премьера одноактного балета на музыку П. И. Чайковского «Серенада» в хореографии и постановке главного балетмейстера театра Кирилла Шморгонера. Новый спектакль стал достойным приношением великому русскому композитору и украсил программу летнего фестиваля, посвященного 175-летию со дня рождения Чайковского.

«Серенада» написана осенью 1880 года и получила свое название в соответствии с музыкальным произведением – серенадой До мажор для струнного оркестра. Сочинение не предназначалось Чайковским для балета, однако его танцевальный характер не раз привлекал балетмейстеров к созданию хореографических произведений. Так, на музыку трех частей струнной серенады Михаил Фокин поставил балет «Эрос» (1915, Мариинский театр) по сказке В. Светлова «Ангел Фьезоле». Темой этого балета, решенного средствами классического танца, стало противопоставление любви – земной и небесной. Главная женская партия в «Эросе» была создана Фокиным с расчетом на виртуозную технику Матильды Кшесинской.

«Эрос» Фокина возобновляли дважды: в 1922 году – Федор Лопухов на сцене Петроградского театра оперы и балета и в 1959 году – Константин Боярский на сцене Ленинградского малого театра оперы и балета. «Серенада» Чайковского, наряду с другими произведениями композитора, послужила музыкальной основой двухактного балета Бориса Эйфмана «Анна Каренина» (2005, Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана).

Наиболее известное хореографическое прочтение «Серенады» принадлежит Джорджу Баланчину, поставившему одноименный бессюжетный балет в 1934 году. Это первый и, наверное, самый знаменитый спектакль, созданный хореографом в США. Баланчинский балет по структуре совпадает с четырьмя частями струнной серенады, из которой четвертая исполняется перед третьей. «Серенада» в исполнении артистов труппы New York City Ballet была показана в СССР в 1962 и 1972 годах, а в течение последних семнадцати лет благодаря сотрудничеству с Фондом Дж. Баланчина периодически возобновлялась на главных сценах музыкальных театров России.

***

Относясь с пиететом к произведению Баланчина, Кирилл Шморгонер не побоялся неминуемых сравнений с легендарным хореографом. За воплощение «Серенады» он взялся не без оглядки на стиль выдающегося предшественника, но явно исходя из желания высказаться самостоятельно. В предложенном действе не замечено явного стилистического копирования. Спектакль вышел оригинальным и во многом претендующим на статус визитной карточки балетного коллектива.

Первая часть (Пьеса в форме сонатины). Перед зрителями открывается свободное, без декораций, пространство: светлый экран и темные боковые кулисы (здесь и в последующих частях перемены осуществляются только за счет светового решения). На сцене – восемь солистов, чьи застывшие в графических позах темные фигуры спроецированы в один ряд на светлый фоновый экран. С переменой света фигуры солистов оживают и начинают образовывать пары, которые в соответствии с характером музыки выстраиваются в разнообразные дуэтные композиции.

Принцип выстраивания напоминает класс-концерт, где заметно движение каждого исполнителя, являющегося важной единицей ансамбля. Но замысел постановщика на этом не замыкается. Шморгонеру каким-то образом удалось соблюсти и меру, и чувство вкуса в отражении идеи, созвучной «Серенаде» Баланчина. И в американской, и в самарской «Серенаде» преобладает эстетика чистой по форме ассоциативной хореографии, которой по силам передать многие человеческие эмоции и переживания.

Вторая часть (Вальс). Романтический дуэт (Екатерина Первушина и Александр Петриченко) в ритме вальса, исполненный вдохновенно и поэтично. Каскады танцевальных па сменяются красивейшими и порой изобретательными связками поддержек. Тема дуэта – прославление чистой и светлой любви. Эту часть можно рассматривать как отдельное произведение, образец единства музыки, хореографии и исполнительского мастерства, что так редко встречается в современном балетном театре.

Третья часть (Элегия). Пожалуй, самая выразительная и богатая на ассоциативные образы. В центре танцевальной композиции – девушка (Ксения Овчинникова). Она земная страсть и откровение жизни, любовь, ради которой совершают предательство. С ней рядом – танцующие кавалеры и девушки (два солиста, составляющие с балериной трио, и кордебалетные пары), чьи роли не менее важны в организации зримых образов, в восприятии мелодического строя произведения.

Четвертая часть (Финал на русскую тему). Основная тема финальной части заимствована Чайковским из русской народной песни. Избежать фольклорных мотивов в танце тут практически невозможно. Шморгонер этим и не пренебрегает, внося отдельные элементы русского народного танца в канву классического танца. Однако, выявив жизнерадостный характер русской мелодии, хореограф не совсем удачно справился с финалом балета (со слов Шморгонера, им поставлен и другой финал, в данной рецензии автор ориентируется на вариант, увиденный на премьере). Выстроенные в несколько линий танцовщицы расходятся на две стороны сцены (к ним присоединяются и все остальные участники балета) и, поворачиваясь назад, обращают свой взгляд вверх, на проекцию портрета П. И. Чайковского: спектакль посвящен композитору, и к его изображению обращены взоры танцовщиков. Но таким образом нарушается целостность замысла, не связанного с реальными событиями и юбилейным церемониалом.

Некоторые недочеты не меняют главного: спектакль в целом и по отдельным своим составляющим удался. Работа художника-постановщика Елены Соловьевой, создавшей замечательные по цвету костюмы, отличалась высоким вкусом и пониманием художественной целостности всего спектакля. С должным тактом к оригинальной хореографии и танцевальным темпам отнесся дирижер-постановщик Александр Шамеев. Высокий уровень работы репетиторов (Ольги Бараховской, Елены Каменской, Валентины Пономаренко) был заметен и в четком рисунке кордебалетных пар, и во вдохновенных дуэтных композициях солистов. Всех участников и постановщиков «Серенады», а также руководство театра хочется поздравить с удачной премьерой, ставшей событием культурной жизни Самары, где очевидно высокое отношение к традициям и новаторским исканиям в области музыкального театра.

 

Самарский академический театр оперы и балета

Серенада

Балет на музыку П. Чайковского

Дирижер-постановщик – Александр Шамеев

Хореограф-постановщик – Кирилл Шморгонер

Художник-постановщик – Елена Соловьева

Премьера состоялась 2 июля 2015 года

Роман Володченков

Балетный критик, артист Кремлевского балета (Москва).

Фото Елизаветы Суховой

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 13 (80) за 2015 год

pNa

Оставьте комментарий