Мнения: ,

В одно солнечное лето

1 октября 2015

10-2_Кузнецова Юлия.В загородном парке.20-30

Персональную выставку живописи Юлии Кузнецовой «Прекрасного мгновенья» я видела в 2014 году в выставочном зале Союза художников. Там для созерцания живописи было мало хорошего. Все художники знают: низкие потолки, отсутствие достойного света, удобных стен – все это принижает значение работ. Сейчас наступило такое время, когда важно не «что показать», а «как показать». Но первое впечатление я запомнила. В каждой работе играли отсветы европейского импрессионизма. И композиции многих пейзажных полотен навевали в памяти давно виденные ассоциации.

Искушенные зрители относятся чуть предубежденно, с опаской, когда видят чересчур красивый мотив, как будто с глянцевой открытки. Думая, что сделано с расчетом последующей продажи. И я тоже настороженно восприняла ту выставку 2014 года. Время такое: мы живем в век стилизации и потому не должны предъявлять претензии художнику.

Спустя год состоялась еще одна персональная выставка. В галерее «Вавилон», где достаточное освещение и высокие стены. Хотя в тот день лил дождь, экспозиция под названием «В одно солнечное лето» воистину получилась солнечной.

Глядя на цветочные натюрморты «Хризантемы», «Осенний букет», «Цветочное трио», невольно припомнила высказывание Валентина Серова: «Я хочу отрадного, только отрадного». Им он постулировал потребность художника утверждать в искусстве радость жизни. Извечный миф об эстетизации бытия, о счастье в земном существовании, провозглашенный французскими импрессионистами, актуален и в начале двадцать первого века.

Привносить элемент счастья в будничный мотив умеют не все живописцы. А я была просто очарована небольшими этюдами с видами села Ширяево, Смышляевки, Красной Глинки. Низко нависшие влажные облака над горами, деревья, ярко зеленеющая придорожная трава, кусты цветущей мальвы у края дороги – все узнаваемые мотивы. Раскладывая сложные природные оттенки на чистые отдельные мазки краски, цветные тени и рефлексы, Юлия Кузнецова утверждает традиции солнечной трепетной живописи импрессионистов.

«Благодаря живописи я чувствую себя таким счастливым», – сказал о себе Винсент ван Гог. И я счастливая! Чувство уверенности и счастья идет от того, что меня всегда поддерживала и поддерживает семья – родители, муж, сын. Мы не просто родные, но и родственные души. Нам нравится чтение, и семейный поход в книжный магазин – это радость для нас. А недавно мы купили старинный патефон… Люблю свою уютную квартиру. Кстати, и в свою мастерскую, которая находится в стеклянной галерее, я могу войти прямо из своего дома. И мои родные оказываются сопричастны к рождению картин. Особенно пристрастен сын-шестиклассник, который учится и в художественной школе.

Юлия Кузнецова – настоящая Садовница. Лучше всего ей удаются либо пейзажи с цветущими клумбами, кустарниками, растениями, либо цветочные натюрморты.

Цветы – в них все живет и дышит! Для меня очень важно состояние световоздушной среды. Цвет… Мои идейные учителя – это русские и французские импрессионисты. В их работах близкие мне сочетания цвета, света и воздуха. Но, наблюдая их, я вырабатывала свою манеру пастозного и пластичного мазка, как сказали бы искусствоведы.

Как настоящий садовод из времен года автор предпочитает весну, месяцы – апрель, май. Припоминаю, что в старой Голландии XVII века были мастера «зимних пейзажей». Да и в наше время многие художники предпочитают лишь одно определенное время года.

Интересно, что живописец утверждает: существует некая вселенская душа, одухотворяющая жизнь городов, улиц, деревьев и цветов. Юлия Кузнецова считает большим счастьем для художника чувствование движений этой души и передачу этого на холсте. Рост витальных сил Природы преображает каждую работу.

В эпоху средневековья считалось, что за спиной художника стоит ангел, он водит рукой художника. И на протяжении столетий большая часть художников осознавала себя частью Промысла Божия. Художник видел себя рядом с Творцом, создавая прекрасный мир. Самое примечательное в мировоззрении Юлии Кузнецовой то, что она, как художники прошлых эпох, считает, что живописец – проводник божественного начала, он должен в творчестве своем передавать не только приметы дольнего мира, но и отсветы горнего мира во всем уведенном. И при таком интересном взгляде на творчество она последовательно воплощает принципы импрессионизма, которые сегодня необыкновенно актуальны. Думается, новые мультимедиа-технологии не смогут отменить способность людей испытывать чувство счастья при взгляде на картины безоблачной реальности.

Валентина Чернова

Член Международной ассоциации искусствоведов, член Союза художников России.

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета»,

№ 14-15 (81-82), сентябрь 2015 года

pNa

Оставьте комментарий