Мнения: ,

«Последняя миля» самарских музыкантов

2 октября 2015

musicology_main

Инга Майорова о международном дне музыки.

1 октября – День музыки. Международный. Одно время он совпадал в нашей стране еще с двумя днями: пожилого человека и учителя. Музыканты грустно шутили: «день пожилого учителя музыки». Потом учителей передвинули на другую дату, а о том, что в академических концертных залах основной слушатель пожилой, шутить никому не захотелось.

Итак, День музыки. Москва дает какое-то дикое количество бесплатных классических концертов по всему городу, Новосибирск проводит феерическую ночь музыки, В Питере – многочасовой марафон на площади Искусств,  в Башкирии – приношение композитору Свиридову сразу на нескольких площадках, по всей стране концерты, фестивали, акции… Главными героями праздника везде стали музыканты. Обычные, рядовые местные музыканты. Когда же еще им быть героями, как не в День музыки? Когда еще их благодарить за то, что тянут к людям невидимые провода от мирового хранилища музыки?

У компьютерщиков есть термин «последняя миля». Это когда в телекоммуникации есть все: оборудование, технологии, каналы, а на последнем этапе доставки, примитивно говоря, на входе интернета в квартиру — возникает проблема. В мире интернет есть, а у конкретного человека его нет. Сейчас эта проблема практически решена. Но она оказалась актуальной совсем в иной сфере – в классической музыке.

Артист оркестра, солист, концертмейстер, педагог – кем бы ни был музыкант в точке приложения «последней мили» к человеку – он всегда имеет за плечами непростой и длинный путь посвящения. Возьмем самарского музыканта. Вот в детском саду воспитатель говорит маме: у вашего ребенка способности, вам в музыкальную школу. А в музыкальную школу приходят иногда и играют солисты местной филармонии. Десятилетняя пианистка с восторгом смотрит на белоснежные манишки и лаковые туфли, внимает рассказу о маленьком Моцарте, слушает его сонаты.

Из музшколы сильнейшие идут в училище. Начинают с акцентом одеваться, шарфы, ботинки, стоят на остановке с партитурой, водят пальцем, мычат под нос ноту «соль» малой октавы. Бегают по ученическому билету на входные места в филармонию, опять влюбляются в манишки и лаковые туфли… Спорят, у кого богаче звук: у первого кларнета  или у гобоя.

Опять селекция. Лучшие попали через сито в консерваторию. По студенческому билету ездят на выходные в плацкарте в Москву, ломятся в БЗК, теряя пуговицы, в свою филармонию ходят на уроки к педагогам-совместителям, собирают записи, ноты, программки концертов с корявыми автографами из одной буквы. Полыхая лицом, дают первые уроки, играют первые соло.

И вот работа. Мало денег. Много халтур. Ученики разные. Есть ого-го, но больше ой-ой-ой. Концертов не дают. Коллеги злословят. Все меньше музыки, все больше отчаяния. Один ушел в бизнес, другой таксует, третий свалил и там кажется счастлив. А местный музыкант сидит на месте, играет, дует, скрипит, учит – тащит эту последнюю милю к людям из последних сил. Новое время говорит: так, никаких брамсов-шмамсов, давай шлягеры. Лучше ретро. Для пожилых. Аббу там сбацай, пинкфлойд на худой конец, для среднего поколения, с бабосиками.

Нет в зале филармонии больше студентов по студенческим, нет сольных концертов, в музыкальных школах играть не зовут, в города области играть не зовут. В городах Самарской области говорят: да у нас приезжают из вашей филармонии спектакли про заек и мишек, норм! Нам все равно Моцарта не надо. И Шуберта не надо. А уж Скрябина подавно. Менеджеры филармонии на коленях стоят: ну зачем вам классика? Давайте народную музыку, кино, типа джаз, песочное шоу вон людям нравится… шампанское в студию, пистолет также воодушевляет публику.

И музыкант опускает скрипку. Крышку рояля. И кларнет опускает. И палочки литавр. Музыкант спрашивает государство: ну и зачем ты меня двадцать лет учило? Зачем я отличаю торжествующую двойную доминанту от печальной шестой ступени? К чему мне знание трагической судьбы и волшебной песни Шумана? Чтобы я зайчиком наряжался и из пистолета стрелял?

Дорогое государство. Сегодня День музыки. Ну, это уже стыдно говорить, как она нужна людям. Нужна – и все. Классика нужна. Брамс. Шостакович. Шнитке. Эту музыку тянут к людям музыканты. Они стоят там, на последней миле. Давай, государство, скажем им за это спасибо. И надо им дать тянуть эти провода. Именно эти провода. Местным музыкантам надо дать играть классику в школах, в нарядных новых ДК, в сельских библиотеках, на сцене филармонии не только в оркестре, но в ансамблях! Ах, какие прекрасные ансамбли насочиняли композиторы для мира! Но как мало они звучат в Самаре. Это не правильно, государство. Я верю: ты немного подумаешь – и они зазвучат.

С днем Музыки!

pNa

Оставьте комментарий