Тоталитарные шедевры. Шайхет против Соловьева

2a_sheikhet_express_1939_

Как ярко сияет  истинное тоталитарное искусство над  убожеством телепостмодерна!

В галерее “Виктория” открылась выставка шедевров пропаганды. Выступлю в роли банального ментора и объясню, что же можно и нужно увидеть на выставке Аркадия Шайхета. Представьте себе, что сейчас 1933 год — от недавней революции лет прошло, как от 1998 до сегодня. То есть свежо еще. Телевизора нет, кино только немое, в кино — Чарли Чаплин, радио — хрипящая экзотика, в газетах высокая печать, а в стране — низкий уровень грамотности. Самолеты из фанеры и еле летают, в армии кавалеристов много больше, чем танкистов. Пашут, в основном, на лошадях. Представили? И вот в этом медиапростанстве вы получаете в руки журнал “СССР на стройке”. Хотя, вы, что, Ромен Роллан или Бернард Шоу?! Хватит с вас и “Огонька”.  А там огромные и красивые фотографии ПОСЛЕДНИХ ДОСТИЖЕНИЙ.

Трактор и самолет. 1936

То, что выставлено в “Виктории”. И это всё, что важно, РЕАЛЬНЫЕ достижения. То есть не фейковый робот для Путина из манипулятора, а вполне реальные локомотивы, речные вокзалы, трактора “Коммунар”, арыки, освобожденные улицы Львова. Ну, Львов — это попозже, в 1939. Но и в этом промежутке — достижения. Даже в мясорубку 1937 года достижения были. А редактором журнала “СССР на стройке”, например,  была жена наркома Ежова. А читателями — Шоу, Голсуорси, Уэллс. И вот в этом журнале и работал Шайхет. Создавал свои шедевры пропаганды. Вот что пишут о нем в статье “Большевистская мистика света”:

В архиве Аркадия Шайхета нет снимков «для души». То, что он снимал для редакции, и было «для души», а то, что снимал «для души», и было для редакции… Полное совпадение души с редакцией – высший пилотаж соцзаказа. Встать прямо на пути – толпы, машины или паровоза, и снять их крупно в тот момент, когда они идут вперед, – особый эффект: у зрителя появляется чувство, что движение направлено к нему, что он находится в той точке, к которой и стремится событие. Так возникает причастность. Так делается пропаганда…

20

И это была эффективная пропаганда. На современных жителей России образ того СССР действует очень сильно. Прежде всего, своей искренностью. И высочайшим художественным уровнем. Шайхет был всего лишь одним из солдат пропаганды. Не таким титаном, как Родченко или Лисицкий, но очень метким стрелком. Его снимки стали классикой не по социальному заказу. Его документация эпохи поставляет не просто образ, но сразу миф.

10511070_10203856482356418_285390353720291629_n

Вот на выставке портрет Екатерины Медниковой — летчицы-рекордсменки, жены авиаконструктора Яковлева. Того самого, что создал истребители «Як». Истинная тоталитарная романтика струится с портрета Шайхета. Летчица позирует в кабине истребителя, который создал для нее муж. А через несколько лет на таких истребителях наши летчики вступят в бой с лучшими асами Люфтваффе. И победят!

Кстати, по теме феминизма нашу нынешнюю потугу на Союз тоже можно сравнить с той страной. Кого ни возьми, хошь, Валерию, хошь Мизулину, но не выглядят они против Кати Медниковой никем, кроме как подержанными … , вспомнившими о морали. Или вот для сравнения статья летчицы Полины Осипенко (да, «Сипа» в честь нее!) в газете “Правда”.

А разве можно сбросить со счета девушек-парашютисток! Нет, Полина, нельзя! Ведь они настоящие. Это все было настоящее. Страшное, но великое. Сейчас тоже есть парашютисты, иногда золотые, иногда без парашюта. И тоже строят. Но вот сравним, хотя бы, осмысленность постройки канала Москва-Волга (у Шайхета тоже был Инстаграм!) с постройкой, чтоб далеко не ходить, самарского метро. Ну или ситуацию со строительством крупных промышленных предприятий. До сих пор подъедаем то, что Шайхет в 35-м фоткал. Поэтому, кстати, нынешний патриотический подъем и не дает нам ни одного гения или просто значительного творца.  “СССР на стройке” сегодня — это Russia Today. Слышал кто-нибудь, может, о том, что интеллектуальная элита мира обсуждает программы и сюжеты этого канала? Ну, если только очередное откровение в стиле “порошенкосотона”.

То, чего художник не может, на самом деле нет. Поэтому единственный заметный певец “Русской весны” в искусстве сегодня — это Беляев-Гинтовт. Он бесконечно тиражирует звезды, купола и кокошники, и всем надоел еще до того. Эта закономерность, кстати, не только журнала «Construction en URSS», его фотографов и художников касается. Музыка, кино, архитектура — везде были шедевры. Одобряющие и поддерживающие власть, пропагандирующие ее политику, как фильм “Волга-Волга” был, во многом, рекламой канала Волга-Москва. Ведь талантливо снято, лучше  “Ёлок”! И дело не в том, что Сталин мог заставить, а Путин не может. Это были деяния общественно-важные, не приватные (для Сталина-Путина), а всеобщие, как спасение челюскинцев, как московское метро. Представьте себе на минутку, что товарищ Каганович получал откаты с подрядчиков. А строили, кстати, намного быстрей. Но вернемся к Шайхету.

1558

Это выставка переполнена шедеврами. Точными, скупыми и мощными, как та эпоха. Эта выставка переполнена настоящим тоталитарным шиком. Взгляните на портрет лауреата Сталинской премии I степени Дмитрия Шостаковича. Шостаковича! А не Газманова. В общем, есть разница. И  эта разница очень заметна. Посмотрите на СССР, пока он еще на стройке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *