Мнения: ,

Архитектурное осмысление зимы

2 марта 2016

4-1_Арх-гастроли

В этом году Самара наконец-то обрела свой настоящий снежный фестиваль. Это не только волна позитива в сером феврале, но и очередной шаг общественного и культурного развития города. В сквере на площади Куйбышева напротив Дома актера прошли «АРХ-ГАСТРОЛИ», где каждый мог помочь городу стать чуть-чуть краше.

В Самаре любить зиму не всегда легко – завалы снега, гололед, холод. Каждый год для городского пространства зима становится проблемой, и не только коммунального масштаба. Главные «места силы» города засыпает снегом, и большинство предпочитает сидеть по домам. Короткий период новогоднего и рождественского веселья – и даже площадь Куйбышева становится серой и пустынной. Все замирает в ожидании весны. А ведь февраль – это уже «всё»: сидеть дома невозможно, а на лыжах кататься уже надоело.

И вот в этом году в городе появились генераторы идей, в основном с архитектурным образованием, которые решили, что если город не дает праздник людям, то сами люди должны сделать праздник для города. Ведь трудные времена требуют больше отдавать, а не получать. Родилась идея снежного фестиваля «Арх-гастроли». Что может быть проще – организовать праздник снежных скульптур; и что может быть сложнее – не превратить это в конкурс снеговиков?

Уже в середине декабря начались организационные собрания участников – дискуссии, консультации, мастер-классы. К началу февраля появилась толстая папка эскизов снежных проектов и первая проблема. Организатор фестиваля Светлана Трухова рассказала, что тематика «Арх-гастролей» была определена в рамках театральной, сюда входили и образы цирка, масок, акробатов. Но это сильно ограничивало участников. И было принято решение рассматривать все интересные работы. Абсолютно каждый мог прислать свой эскиз. Устроители фестиваля активно подбадривали в соцсетях всех желающих – подсказывали идеи, выставляли примеры, раздавали советы. Простых смельчаков нашлось немного, в основном на фестивале работали студенты и выпускники архитектурного факультета. Некоторые команды представили сразу несколько работ.

На «Арх-гастролях» были как сложные, так и простые, но эффектные работы. Некоторые участники подводили свои инсталляции не только под идею, но иногда и под целую философию.

Объект «Привал лесного духа», как рассказали авторы, требует привлечь внимание к идее нерационального потребления природных ресурсов, содержит призыв быть ближе к природе и историческую аллюзию на культуру индейцев. На деле это вигвам, сложенный из елок на снежных блоках. Инсталляция чуть ли не самая популярная на фестивале. Наверное, каждый сделал фотографию в этом интересном жилище. Авторы дали новогодним елкам вторую жизнь, а детям, которых на фестивале было очень много, – большую радость.

Выпускницы архитектурного факультета представили, возможно, самый важный проект «Арх-гастролей» – «Утраченный памятник архитектуры из снега – дом Наймушина». Идея «тающей Самары» очень важна для авторов. Они серьезно переживают за будущее второго здания усадьбы Зеленко, чья судьба после исключения из списков выявленных объектов культурного наследия весьма туманна. И вот снежный фестиваль дал возможность не только напомнить, но и предупредить.

Много внимания привлекал проект «Снежная маска» агентства граффити и арт-искусства VGA Crew. Денис Vertigo, один из авторов проекта, рассказал, что главным его вдохновением стало творчество Александра Блока, его цикл «Снежная маска», а также славянские мотивы.

Студенты первого курса направления дизайна, мотивированные своими преподавателями, представили объект-шараду «Снежный компас». А курс постарше сделал маленькую горку «Чеширский кот».

Команда «Артель-декор» воплотила в снег свой эскиз «Последняя гастроль», где рассказала историю неудачливого дрессировщика льва. Узнать, как это получилось, и самостоятельно оценить снежные объекты еще можно. Они будут стоять до первых ярких солнечных лучей или до прихода самых активных детей. Ведь именно они стали главными поклонниками снежного творчества. Для детей это был большой праздник. Каждый объект был аккуратно ощупан, а если на него была возможность залезть и сфотографироваться – выстраивалась счастливая очередь.

В день окончания фестиваля радости добавил самарский уличный театр «Пластилиновый дождь». Уже знакомые каждому жителю города персонажи развлекали замерзающих гостей. А яркую точку в официальной программе поставили артисты огненного шоу Fire Freaks.

Архитектурному сообществу Самары удалось раскрасить серые февральские дни и представить новый фестиваль, где абсолютно каждый может подарить городу и жителям немного своих творческих идей. И всем, кто переживает за Самару, сказать: «У нас работает идея тактического урбанизма». А это не только делает жизнь в городе более интересной и комфортной, но и создает новое общество.

Ксения Гаранина

Преподаватель кафедры журналистики ПГСГА.

Фото автора

Опубликована в издании «Культура. Свежая газета», № 3 (91) за 2016 год

 

pNa

Оставьте комментарий