Мнения:

Ирина Фишман. Размышления после Форума: надо прочувствовать СВОЙ город!

19 марта 2016

irafish1

Молодой самарский архитектор Ира Фишман, поделилась в Фейсбуке своими мнением о прошедшем Форуме. Самкульт считает, что она предлагает очень дельные вещи (главное — осуществимые!), и ее соображения нужно донести до максимального числа граждан. Enjoy!

Владимир Цветнов сегодня сказал такую хорошую фразу на Форуме, смысл которой был в том, что, когда вы проходите по улице мимо какого-нибудь здания, вы уже заранее примерно понимаете — ценно оно или нет — как у Маяковского — что такое хорошо и что такое плохо — очевидные вещи сразу понятны.

И вопрос о включении или не включении этого здания в реестр ОКН решается для вас на месте на подсознательном уровне из чисто человеческого восприятия среды, улицы, уместности/неуместности этого объекта в среде. Эту мысль высказал человек, занимающийся аттестацией экспертов, которые сегодня вправе решать, является ли данное здание ОКН или нет. Под это дело выросла целая гигантская отрасль. Которая уже успела основательно подгнить.

В то же время Филиппенко пожаловался, что таких экспертов маловато в Самаре, надо еще их понаделать. Все серьезно полагают, что только аттестованный эксперт может точно сказать — надо сохранять или не надо. И если скажет — не надо, а вы в этом домике живете, у него на наличниках ваш прапрадед вырезал кружевные орнаменты из дерева, то будьте добры — идите лесом, прапрадед вырезал недостаточно красиво на вкус эксперта. На соседнем доме получше вон и то сносят. Так ли надо быть аттестованным экспертом, чтобы понять, как сказал Цветков, что такое хорошо и что такое плохо? Вот идете вы по улице Вилоновской и видите на перекрестке с Садовой то самое 33-этажное и — сразу понимаете. Еще ни одного человека не знаю, кто не понял сразу.

Или идете по улице Чапаевской от Ленинградской в любую сторону и тоже — понимаете сразу. Что по улице Чапаевской, особенно солнечным днем в середине весны, вы бы могли гулять до скончания времен. И вам не надо объяснять, почему. Это происходит на уровне подсознания, инстинкта даже. У ВСЕХ, кто пройдет пешком по улице Чапаевской. Или по Степана Разина. Или по Комсомольской. Заглянет в арку сохранившегося двора. У любого человека. Даже у директора компании «Трансгруз» и его главного архитектора — ну они же люди все-таки. В Казани защитники наследия сумели вытащить мэра и президента погулять по улицам вместе со старожилами.

Мне кажется, именно это повернуло сознание этих людей, привыкших проезжать мимо в своих затонированных служебных машинах. Им показали, дали прочувствовать. Это я к чему? Вот в XIX веке и в начале ХХ в Самаре разные состоятельные люди строили здания. Они нанимали для этого архитекторов. Причем архитекторов очень чётких — Вернера, Шехтеля, Щербачева, Зеленко. И покорно воплощали все их архитектурные причуды в виде майолики и цветочных орнаментов на фасадах, метлахской плитки германского производства в подъездах, огромных окон весьма непростой конфигурации и 4-х и 5-ти-метровых потолков. А рядом, за брандмауэрной стеной, не такие состоятельные люди строили свой деревянный дом, сарайчик в своем подворье, как могли (а могли весьма неплохо) обряжали свой домик деревянной резьбой, обсаживали цветами. И те, и другие жили себе согласно своим возможностям, каждый в своем дворике — сами себе хозяева, никаких вам ТСЖ.

Они бы могли в принципе не париться так насчет внешнего вида своих домов. Тем более строили не только свои дома — строили гимназии, дома доходные, торговые, дома общественных собраний. Можно же было сделать внутри хорошо, а с фасадами не заморачиваться. Например — остеклить балконы пластиковыми стеклопакетами, а снизу подшить профлистом или силикатным кирпичом заложить, сайдингом заделать стены и не мучиться с резьбой. Зачем столько майолики тратить на отделку фасада, выкладывать окна по периметру фигурными кирпичиками — изнутри же не видно все равно? И откуда у этих «отсталых» древних людей, живших сто лет назад, причем у людей самых разных материальных возможностей, было столько потребности в эстетике?

027

Почему им всем, как одному, было ОЧЕВИДНО безо всяких экспертов/списков/реестров/управлений государственной охраны ОКН и прочей бюрократической дряни, что такое ХОРОШО и что такое ПЛОХО. И почему надо нанимать хорошего архитектора и следовать его проекту, а если нет денег на архитектора — все равно, своими силами, делать свой дом красивым. Чтобы он не портил улицу. Чтобы он был достоин стоять в один ряд с другими домами на этой улице. Ни о каких реестрах ОКН эти счастливые люди не ведали. Они строили свои дома, руководствуясь инстинктом. Живущей в любом нормальном человеке потребностью делать свое жилище и свою СРЕДУ красивой. Приятной для пребывания в ней. Сейчас же создана целая отрасль, призванная доказывать людям/власти/застройщикам такие очевидные вещи, которые на самом деле любой человек может понять сразу на уровне инстинкта, просто гуляя по улице. И, перепробовав, видимо, все мыслимые доказательства, отчаявшись сформулировать очевидное, эта отрасль прибегает к экономике, пытается показать экономическую выгоду сохранения культурного наследия. Но братья Матвеевы, построившие свой дом по проекту архитектора Вернера в 1910 году (Молодогвардейская, 69 — Фото-1) и сделавшие в нем гигантский деревянный витраж в высоту этажа, поражающий воображение конфигурацией переплетов, наверно, руководствовались не экономической выгодой, иначе они бы сразу поставили на его место пластиковое окно, что и сделали жители коммуналки на 2 этаже этого дома пару лет назад. Мне кажется, здесь бесполезно оперировать законами логики вообще.

Если люди утратили или забыли или усыпили в себе свои первобытные инстинкты, их надо брать за руки и выводить на улицы, как это сделали в Казани. Мэра, губенатора, главного архитектора, министра культуры, министра строительства, директора Трансгруза и т. п. На Молодогвардейскую, на Чапаевскую, на Некрасовскую, на Пионерскую…

И, желательно, в ближайшее время — скоро апрель, погода прекрасная, можно взять с собой фотоаппараты, бутерброды, термос с чаем, своих детей, внуков, коллег, отбросить ненужные взаимные упреки и пройти и прочувствовать, наконец, СВОЙ ГОРОД. И понять нутром, что так (на фото — двор «нового элитного» дома на Степана Разина, 174) делать не надо. И это — НЕ элитное жилье. И в этом нет будущего.

1936975_1549491882015632_319171155489171371_n

Источник

pNa

Оставьте комментарий