В Музее Модерна состоялась презентация «ВолгаФеста» – так теперь будет называться «Жемчужина на Волге», фестиваль набережных, пилот которого был явлен осенью прошлого года.
Фестиваль – детище команды креативных менеджеров из поколения «35+», деятельное участие в которой принимает министр культуры Самарской области Сергей Филиппов (во всяком случае, в части очень динамичного и, не побоюсь сказать, тотального продвижения фестивального бренда).
Фестиваль поддерживается губернатором Николаем Меркушкиным и, как подчеркивается во всех фестивальных релизах, рассматривается как одна из визитных карточек региона.
Михаил Савченко, директор фестиваля:«ВолгаФест» – это фестиваль, который рассказывает о современной культуре регионов Поволжья, ориентирован на определенную площадку – Самарскую набережную – и использует её достоинства. Проект такого рода в нашей губернии реализуется впервые. Его основная цель – показать, что в регионе есть лидерские проекты в культуре».
«ВолгаФест» станет своеобразным открытием летнего сезона Самары курортной. В программе будут концерты современных композиторов и музыкальных исполнителей, кинолектории под открытым небом, деловая программа, открытие парка объектов современных художников и интерактивной детской программы, презентации малых архитектурных форм и новой – временной – инфраструктуры набережной с авторскими смотровыми площадками.
Причем в «хедлайнеры» каждого из компонентов программы запланированы звезды мировой величины. Организаторы уверены, что на «ВолгаФесте» выступят «самые лучшие музыканты, актеры, спикеры, художники». И от того, что фестиваль позиционируется как международный, от перспективы даже приоткрыть завесу над этими «всеми-всеми-всеми» дух захватывает.
Весьма привлекательным выглядит и заявление о том, что «ВолгаФест» учреждается во здравие творчества широких народных масс и призван сломать представление о массовых праздниках как малосущественной добавке к широчайшим продажам чего-нибудь, что эти праздники к жизни и вызвало.
Сергей Филиппов: «ВолгаФест» – это постоянно действующая интерактивная площадка, которая, по сути, делает зрителей непосредственными участниками действа. Мы пытаемся показать, что набережная может быть не только местом для прогулок, что само собой разумеется, но и центром постоянной активной жизни города».
И я в числе тех 150 000 гостей, которые, по расчётам организаторов, посетят фестиваль 4-5 июня, нахожусь в нетерпеливом ожидании действа. Но не могу же я нетерпеливо ожидать, не предаваясь фантазиям! Оттого несколько замечаний/предостережений/вопросов.
Я бы их, конечно, высказал лично, но удивительные поколения «30+» и «40+» отличаются тем, что в их представлении жизнь началась именно с них. До них ничего не было вовсе, даже динозавров. Не уверен, что именно такой итог планировали те, кто в начале 90-х создал систему воспитания, нацеленную на то, что с «парохода современности» будут сброшены останки всех предыдущих социальных, политических, художественных и прочих систем. Но так уж вышло. И было бы это хорошо, если бы неофиты пошли неизведанными креативными тропами, а не начали изобретать велосипед.
Потому дальше изложение будет вестись в жанре открытого письма.
Во-первых, стоило ли отказываться от «немного архаичной «Жемчужины на Волге» в пользу «ВолгаФеста», не напоминающего ничего, кроме торгового знака? Новое название вполне ассоциируется с каждым из волжских городов – от Твери до Астрахани – и неотличимо от сотен других «Волг» и «Фестов», что, безусловно, не способствует реализации одного из главных тезисов события – идентификации территории.
Во-вторых, смущает приверженность устроителей наилюбимейшему гастрономическому блюду россиян – салату оливье, в который, как известно, можно накрошить все, что имеется в холодильнике, лишь бы майонез был свежий. «Оливье», от которого мало какому фестивалю удается дистанцироваться, рушит лестницу фестивальных приоритетов (что же в них самое главное?), не позволяя создать пространственную среду, внятную для обустройства и обживания. Когда декларируется множество «главных смыслов», это означает, что нет ни единого главного – все одинаковы.
В-третьих, об экономике вопроса. Не хотелось бы писать об этом, но куда деваться в стране, где доллар под 70. Переговоры со «звездами», добрая дюжина площадок…
Какова цена вопроса? Как организаторы собираются хотя бы частично возмещать бюджетные траты? И зачем всё впихивать в два дня? Осеннюю презентацию-то мы видели, и она всем глянулась. И если уж шагать так широко, как было заявлено, то почему не разбросать события «Феста» на весь долгий курортный сезон, абсолютно свободный от художественной культуры в последние годы?
И, наконец, четвертое: современный фестиваль, если и должен от чего отказываться в первую очередь, так это от старосоветской привычки начинать разворачиваться тогда, когда его западные собратья продали бы уже все рекламные места и билеты. Но это, надеюсь, в ближайшем будущем.
Столько ворчаний только потому, что у этого фестиваля в наличии все ресурсы и он, действительно, способен стать жемчужиной курортного сезона в Самаре. Только тщательнее, господа! Очень вас прошу.
Виктор Долонько
Иллюстрация: Макс Эрнст
Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 8 (96) за 2016 год