Мнения: ,

Пришло время вспомнить о кинолетописи

22 мая 2016

13-1_Участники круглого стола

Чем особенно хороши объявляемые Президентом «Года́», так это тем, что чиновники вынуждены в своих планах предусматривать все возможные нюансы титульной темы. Вот и в Год кино пришлось вспомнить о том, как четверть века назад была уничтожена практика создания региональных летописей средствами кино.

Вспомнить и задуматься о способах возрождения целого пласта отечественной кинокультуры. За это время, естественно, многое изменилось. Окрепла телевизионная инфраструктура, появилось множество региональных телекомпаний, производящих новостные продукты (что, безусловно, плюс), и вместе с тем были повсеместно уничтожены государственные студии документальных фильмов – ныне в провинции ни одной уже не осталось (что, конечно же, катастрофа).

Напомню, что всю эту «перестройку» затеяли для того, чтобы идеологическая гидра никогда более не мешала свободному развитию отечественной тележурналистики. Что получилось, вы имеете возможность видеть ежедневно. Из новостей дня практически выпали те, кого не без пафоса в «жуткие застойные времена» называли «людьми труда», а их место заняли акторы * политической жизни. Да так заняли, что акторы эти в момент откровенности сетуют: 32 % граждан нам не верят, а 80 % – не слышат.

* Вынужден напомнить определение: актор – индивид, общественная группа, институт или другой субъект, осуществляющий конкретные действия. В политологии термины «актор» и «субъект» употребляются как синонимы.

Петр Кабытов, доктор исторических наук, профессор Самарского университета:

– Что для меня как для историка весьма важно? Я весьма высоко ценю советскую документалистику, потому что мы сейчас занимаемся реконструкцией исторических событий в исторических исследованиях. Для нас важно использовать кинофотодокументы: без них невозможно воссоздать облик той эпохи.

Я смотрю и «Россию», и первую программу, и слушаю радио, и чаще всего слышу сведения из Сирии, Украины, а собственно историю своей страны мы не видим и не слышим, мы видим какие-то катаклизмы только, а вот повседневная страна остается за пределами. Меня волнует, как живут люди в современных условиях, каково их самочувствие, что они думают о власти, как они взаимодействуют с властью, как они выступают в роли созидателей и являются ли они созидателями. Колоссальное количество проблем, и мы заинтересованы в проблемном документальном кино, а не в каких-то агитках.

Не верят и не слышат как раз оттого, что из новостей ушла образность, а те мгновения, на которые делатели политики исчезают с экрана, тут же заполняют стороны договоров об информационном сотрудничестве. Всё так точно просчитано, что возникает мысль о том, что телевизионные стратеги перепутали математические модели, по которым следует строить кардиограмму будней:

Ну да, плоха кардиограмма –

Неравнодушен к жизни я.

Вам говорю – она не драма.

А отраженье бытия.

Кинолетописи же, многочисленные киножурналы, которыми начинались показы фильмов во всех кинотеатрах страны, были как раз образцами неторопливого, вдумчивого анализа жизни «простого человека». Над документалистами не висел дамоклов меч объемов ежедневной выработки продукции. У них было время подумать над сценарием, выстроить кадр. Составленные же вместе фрагменты журналов и были коллективным образом огромной страны.

Клим Лаврентьев, заместитель председателя Союза кинематографистов России, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии:

– Если мы не вернемся к кинолетописи сегодня, то следующие поколения россиян вообще будут знать о наших временах, начиная с 1991 года, только по устному народному творчеству.

Все сказанное вовсе не значит, что одно (кинолетопись) однозначно важнее другого (летописи телевизионной). Это две стороны одного целого. Но две, а не одна.

Истина, которую давно поняли профессионалы, теперь поняли и зрители, дело – за власть предержащими. Но как им это объяснить?

В Самаре в рамках международного фестиваля «Кино – детям», большу́ю часть программы которого составляют документальные фильмы, прошел круглый стол «Региональная кинолетопись: на пути возрождения» с участием Клима Лаврентьева, заместителя директора РГАКФД Риммы Моисеевой, председателя Самарского отделения Союза кинематографистов РФ Нины Шумковой, руководителя Ассоциации документального кино России Галины Леонтьевой, кинодокументалистов, киноведов, деятелей телевидения из Самары, Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, ведущих специалистов самарских архивов, исторических музеев, библиотек, учреждений образования, историков, ученых, занимающихся проблемами визуальной антропологии.

Вот короткий фрагмент из выступления на круглом столе Бориса Кожина:

– Те, кто находится у власти, запомнятся совсем не по тому, сколько нефти было добыто, совсем не по тому, какая урожайность на полях была, совсем не по тому, какой скот был выращен и какие надои были у коров, а только по своим культурным деяниям. Будут говорить: «Это тот, кто восстановил кинолетопись, продолжал ее, открыл кинотеатр и кто выставки все время посещал. Это культурный человек». Только по культурным акциям запомним мы тех, кто находится у власти.

Те, кто придет после нас, скажут: «Боже мой, они же ничего нам не оставили. Как они могли: затраты на культуру столь мелочны по сравнению с тем, какие в эти годы деньги тратились, не найти этой милостыни, чтобы сохранить то, без чего мы жить не можем. Это ужасное преступление».

Мне кажется, что огромная беда с документальным кино и вообще с нашим кинематографом началась, когда мы потеряли Госкино России. Там кинематографисты разговаривали с кинематографистами. Никогда никто кинематографистов не поймет, и их нельзя в этом обвинять.

Кино – дело затратное. Нам нужна львиная доля, а министерство культуры рассуждает следующим образом: зайцу давали вчера кусочек капусты, а сегодня полвилка, он в восторге. Льву бык нужен на завтрак каждый день, понимаете?

И не надо путать кинофильм с телефильмом. Мы не бежим за информационной программой «Время». У них свои задачи, у них свое мышление, у них дыхание другое. Сегодняшняя газета завтра будет вчерашней, сегодняшняя программа «Время» завтра будет вчерашней, а через день позавчерашней. А раз кино, значит, образ, а раз образ, значит, это надолго, это совсем другое мышление и совсем не текст. Текст вторичен в кино, вторичен в документальном кино. Можно совсем без текста выпускать журналы.

Кино – это дорого, но кинолетопись – это дешевое дело. Разделите стоимость журнала на твердую валюту – это же ничего, это милостыня. Мы не можем этой милостыни добиться, вы понимаете.

И еще одно. Не мы должны просить у государства средства; если будет организовано Госкино России, это у него должно просить государство, чтобы кинематографисты кинолетопись создали, и потом она окупится сторицей.

Кинематографисты, как вы сами видите, готовы к продолжительному диалогу с властью по проблеме возрождения кинолетописи. В эти дни в Центральном доме кино проходит круглый стол, тема которого – «Концепция развития документального кино и кинолетописи в Российской Федерации до 2025 года». После этого, после изучения всех предложений творческий коллектив Петра Щедровицкого сядет за подготовку проекта концепции, который в итоге будет предложен правительству и президенту.

Есть множество технических вопросов, связанных с хранением киноматериалов в регионах. «В структуре архивных учреждений Самарской области, к сожалению, нет и, я так думаю, в ближайшее время не будет специализированного архива, который бы хранил кинодокументы. По-моему, только в Татарстане и Нижнем Новгороде есть областные архивы, хранящие кинодокументы: нет, конечно, специальных условий, и работа с киноматериалами очень затратна», – сетует Дарья Трезина, заместитель руководителя Управления государственной архивной службы Самарской области.

Практически нет государственных кинотеатров – где показывать киножурналы? Нет эффективного взаимодействия Российского государственного архива кино- и фотодокументов с ВГТРК, которая по закону занимается хранением телевизионных программ, созданных во всех регионах России, и этих двух институтов – с потенциальными потребителями в территориях.

Закон о тендерах совершенно не адаптирован к кинодеятельности, закон об авторском праве безнадежно устарел…

Но всё это частности. Главный вопрос – о наличии политической воли для решения проблем с российским документальным кино и кинолетописью в частности.

Виктор Долонько

Фото Николая Никитина

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 9 (97) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий