Мнения: ,

«Ночь прошла как не было…»

27 мая 2016

419478

«Тьма накрыла ненавидимый прокуратором город. Опустилась с неба бездна, и великий город как будто не существовал на свете». 

Да простит меня Михаил Афанасьевич…

Признаюсь, что я терпеть не могу все эти «ночи культуры». Нет, сама идея, которую Ирина Александровна Архипова позаимствовала в Европе и очень удачно адаптировала в прошлом десятилетии к отечественным реалиям, хороша, но тогда уж необходимо к каждой Ночи готовиться специально, придумывать «ночные» экспозиции, использовать «ночную» режиссуру, создавать музейные пространства Ночи. В реалии же устроители этого ставшего литургией празднества «придерживают» к дате какую-нибудь ключевую выставку, а посетителю предъявляют День музейного работника.

Вот так и действуйте: забудьте об этих сумерках, когда из своих убежищ появляются… демоны (если изъясняться высокопарно) и комары (если не выходить за рамки критического реализма). И я о них забуду. Поработаю путеводителем, ибо к минувшей субботе и попридержали всякого удивительного, и из небытия (во всяком случае, с точки зрения жителя областного центра) всплыли музейные объекты, о которых многие уже успели забыть.

***

Первое, что хотелось бы отметить: добрая половина музеев посвятила свои программы Году отечественного кино. Это обезьянничанье, конечно, но только с одной стороны. С другой – свидетельство забавного факта: базовыми центрами реализации концепции киногода в провинции стали музеи и библиотеки, а не кинотеатры и т. п.

И не последний в этом ряду – Музей Модерна: уже за регулярные показы немого кино с «живой» озвучкой – мой поклон. Ночь там прошла под титлом «Кинофестиваль: от Люмьеров до телефонов».

Фестиваль не фестиваль, а все компоненты самого синтетичного из искусств были налицо: от фотобудки и танцевального перформанса до зоны, где каждый мог почувствовать себя художником начала XX века, раскрашивая кадры кинопленки. В качестве кульминации – участие в съемках немого кино; в качестве напоминания о том, что дело все-таки происходит в музее, – чудные экспозиции «Первоцвет. Ранний цвет в русской фотографии» и «Голоса вещей». Эх, если б не непогода…

Экспериментальную «киностудию» «САМЛИТФИЛЬМ» вызвал к жизни Самарский литературно-мемориальный музей имени М. Горького. «НЕночь в музее. До 16 строго разрешается!» – провозгласил самый актуальный из всех Contemporary-музеев земли Самарской, днем отправив детей в «опасное» путешествие по сказочному миру «Буратино и все-все-все», снарядив их киноинструментарием. А вечером – персональные выставки Олега Елагина, Виктора Панова, инсталляции Тимура Новикова, акустический концерт Полины Хвостовой, театральные читки (ставшие фирменным знаком музея) киносценариев и показы их экранизаций и специальный проект «Кино внутри», программы которого в Год кино не грех сделать и постоянными.

В «самом игровом» Тольяттинском краеведческом музее сочинили «сборник» квестов «Фильм! Фильм! Фильм!» и театрализованные интерактивные представления в залах экспозиций «Ожившие экспозиции».

В Музее истории Новокуйбышевска – «Новокуйбышевск: кадр за кадром», где детям эпохи гаджетов мультфильмы показывали на диапроекторе и фильмоскопе – совсем иной эмоциональный эффект и зарождение нового взгляда на детство своих бабушек-дедушек.

Замечу: одной из тем новокуйбышевцы предпослали обрывок ленинской цитаты: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Как же расчудесно, что нынешние поколения молодежи не очень любопытны, потому что в оригинальном виде мысль чудовищно невоспитанного вождя мирового пролетариата звучит так: «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк». Какая бездна смыслов в ней скрыта! Бедные кинематографисты, ее без устали цитирующие!

В Сызранском краеведческом музее всю «ночь» работала «Музейная кинофабрика. Обратная сторона киноленты». «В мире кино» Борского краеведческого музея напридумывали множество викторин и конкурсов, экскурсию «От киноамбара «Кириллов и Ко» до современного кино», а «на сладкое – фильмы народной киностудии «Блик» (?!). Ребусы готов пропустить, а фильмы бы посмотрел с интересом.

И даже в историко-краеведческом музее «Самарская Лука» (Жигулевск) – центре нашей уникальной природной жемчужины – не нашли ничего более достойного для посвящения, чем Год российского кино.

***

Флагману (это мое оценочное суждение) областного музеестроительства – Тольяттинскому художественному музею – одной ночи оказалось мало. Вначале, «на неделю раньше, чем везде», отдел современного искусства провел «ночное заседание» Лаборатории медиатекста.txt.

В четырех предшествующих заседаниях приняли участие около 50 молодых тольяттинских поэтов, художников, дизайнеров. В течение двух месяцев они создавали видеопоэтические объекты, плакаты, инсталляции, делали перформативные работы и под руководством опытных кураторов – местных, а также из Москвы и Самары – создали уникальную выставку, самобытную и новаторскую.

А в суверенный день музей пригласил на ночь «Весны, любви и бессонницы» – такой ядреный «оливье» из перформансов, шоу-балета «Театро», живых статуй, мастерской аквагрима, просмотров короткометражных фильмов, выступления первой в России концертной исполнительницы на ханге Лидии Жуковой, шоу световых картин LIGHT, etc., etc., etc.

Но все же не с тольяттинцев началась «ночь»: еще 13 мая Сергиевский историко-краеведческий музей показал ночную (?!) программу «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего!».

***

В Детской картинной галерее в соответствии со спецификой «ночь» началась в 12:00 с выставок детских работ и старинных игр в саду особняка Клодта, мастер-классов по гончарному искусству, изготовлению народной обереговой куклы, резьбе по дереву и росписи керамики. Юным «полуночникам» открыли «Двери в сказки», передали «Привет из Самары» и провели экскурсию по кварталу, в котором расположен музей.

***

У давнего партнера газеты – галереи «Виктория» – в музейную ночь волшебным образом пространство удвоилось: к собственному приросли помещения бывшего банка, расположенные в том же здании. Кроме новой экспозиции «Достояние. Высокое классическое», открытой при сотрудничестве с Московским музеем современного искусства, галереей «Триумф» (Москва) и фондом «Екатерина» (о собственно выставке мы расскажем в ближайших номерах газеты), гости смогли побывать на спектакле молодого режиссера Анастасии Алмазовой «Летние осы кусают нас даже в ноябре» по пьесе Ивана Вырыпаева, музыкальных концертах и на встрече в рамках проекта «Круг общения». Тишина в рамках ночного гама – вот эксклюзив!

***

В крупнейшем областном музее – имени Алабина – открыли выставку Homo Samaricus, посвященную сложившемуся на протяжении истории образу самарского жителя. В Доме-музее В. И. Ленина гостям предложили в игровой форме посмотреть на «Самару глазами Ульяновых», а в Доме-музее М. В. Фрунзе – поучаствовать в программе «Мы этой памяти верны».

***

И об экзотике. Поволжский музей железнодорожной техники предложил осмотр экспозиции, в которой представлены паровозы, тепловозы, электровозы, пассажирские и грузовые вагоны, мотрисы, изготовленные в конце XIX – начале XX века, и главный сюрприз «ночи» – американский паровоз серии Еа2735 1944 года постройки, новое музейное приобретение.

Историческую атмосферу празднику также придало знакомство со старинными фотографиями, книгами, документами, инвентарем, техническим оборудованием железной дороги. Гости смогли почувствовать себя железнодорожниками прошлых веков, примерив форменную одежду того времени, а также ударив в колокол, символизирующий отправление поезда. Все желающие стали участниками фотосессии. Музей также предложил своим гостям просмотр хроникальных фильмов, посвященных развитию железнодорожной отрасли.

Музей истории сберегательного дела показал выставку «Диковинные деньги» из собрания самарского коллекционера Леонида Едидовича и устроил предпросмотр готовящейся выставки «Денежная Самара» из фондов областной универсальной научной библиотеки.

Показывать деньги ночью – это достойно опытного психоаналитика: показать и помочь выработать привычку отказа от идеи обладания.

И, наконец, к «Ночи музеев» вечером 21 мая, по окончании Шабата, присоединилась синагога на Чапаевской. Юные активисты существующего при синагоге молодежного проекта EnerJew рассказали о главных праздниках иудаизма, показали макет Большой хоральной синагоги, в реставрации которой участвует еврейская община, а также предложили прогуляться по ныне действующей синагоге. Можно было подуть в шофар, посмотреть, как устроен тфилин, узнать, куда следует прибивать мезузу.

***

Так и переночевали, в общем.

Виктор Долонько

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 10 (98) за 2016 год

Оставьте комментарий