Мнения: , ,

Жемчужина, что после ждет тебя?..

27 мая 2016

_MG_4944

Нужно честно признать: в Куйбышеве/Самаре зрителей, которые были бы в состоянии разобраться в нюансах искусства музыкального театра, всегда набиралось от силы два зала. Но это никогда не мешало нашим землякам чтить театр, понимая изначальное превосходство над собой люда, населяющего величественное здание на центральной площади города.

Вот такая вот любовь: когда один из любящих талантлив, а другой «работает». И театр всегда сторицей отвечал на эту преданность. Парадоксально, но помогали ему в том «закрытость» города и удаленность его от центра. Благодаря этому Самара с позапрошлого века числилась по ведомству городов для ссыльнопоселенцев, а в советские времена – для талантов, по тем или иным причинам неугодных в обеих столицах.

Так было со дня открытия театра, когда у руля встал дирижер, композитор, антрепренер, этнограф Антон Александрович Эйхенвальд. Его, ученика Танеева и Римского-Корсакова и реэмигранта, «сослали» в Самару для создания Средневолжского краевого театра, а за ним – только на одно его имя – поехали Наталья Шпиллер, Лариса Борейко, Оксана Петрусенко, Георгий Серебровский со товарищи.

Как скоро бы в Самаре, практически не знакомой с искусством классического танца, появился собственный балет, если бы не «зачистка» Ленинграда от творческой интеллигенции? А тут – балерина Императорских театров Надежда Петровна Галат и ее дочь Наталья Владимировна Данилова, «стахановскими» темпами создавшие в нашем коллектив и авторскую школу.

И какими бы творческими именами не именовались периоды истории Самарского академического театра оперы и балета – Савелия Соломоновича Бергольца, Иосифа Юрьевича Айзековича, Аллы Яковлевны Шелест, Льва Моисеевича Оссовского, Бориса Александровича Рябикина, Игоря Александровича Чернышева, Владимира Федоровича Коваленко, Александра Сергеевича Сибирцева, – каждая из эпох дарила нам жемчужины, свет от которых очевидцы несут сквозь десятилетия.

Наступили новые времена, и поклонники театра терпеливо ждали высказывания, конгениального их любви к самому «сложному и действенному» из искусств. Появлялись яркие, интересные работы, были и проходные, сиюминутные. Все терпеливо ждали чуда.

И оно состоялось! Звезды сложились так, что «датский» спектакль – к 85-летию театра и 110-летию Д. Д. Шостаковича, – «Леди Макбет Мценского уезда», явил скрытый до времени мощнейший потенциал любимого театра.

После оваций на растерянных лицах виновников торжества отражалось, что они пока сами не очень хорошо осознают масштаб созданного 20 мая оркестром, хором, солистами, мастерами производственного комбината, администрацией театра, – мы поможем им в решении этой трудной задачи.

Театр сиюминутен. Он – только здесь и сейчас. Нужно постараться сохранить ощущение от краткого прикосновения к глубинам мироздания, которое подарил нам театр, не разрушить цельности работы.

Подробный анализ спектакля – здесь, хочется лишь высказать робкую надежду на то, что театр «поймал свою игру», а имя Шостаковича объединит усилия по выработке многолетней стратегии развития коллектива.

Долгих лет театру, а нам – мгновений радости от встреч с ним!

Виктор Долонько

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 10 (98) за 2016 год

 

pNa

Оставьте комментарий