Деловая бизнес-миссия входит в набор инструментов маркетинговых стратегий в развитии компаний, крупных предприятий, фирм и корпораций. Организация этого мероприятия и характер проведения оказывает прямое влияние на дальнейший успех в ведении бизнеса. Для оптимизации бизнес-процессов и цифровой трансформации бизнеса рекомендуется использовать инструменты, например, моделер бизнес-процессов от компании comindware.com.
Деловая бизнес-миссия представляет собой чётко спланированную и скоординированную встречу руководящего звена компании, отраслевых объединений или госструктур в другом регионе или стране с целью расширения сотрудничества, налаживания инвестиционных, научно-технических, производственных связей.
Главное отличие бизнес-миссии от других мер и действий, направленных на расширение рынков, состоит в том, что этой встрече предшествует предварительная маркетинговая подготовка.
Для проведения деловой бизнес-миссии устанавливается конкретная цель. Она предполагает завоевание новых рынков сбыта, завязывание прямых контактов для получения выгодных условий по сырьевым ресурсам, открытие доступа к инвестициям и другое.
Маркетинговая подготовка бизнес-миссии включает нескольких этапов и может длиться полтора-два месяца:
- Первый этап состоит в выборе региона или страны. Он должен отвечать главной цели и открывать пути для неё достижения. Если в регионе или стране просматривается явная или скрытая потребность в присутствии компании, то выбор осуществлён верно.
- Вторым этапом маркетинговой стратегии деловой бизнес-миссии выступает подготовка информационных материалов. В них указывается сфера деятельности, специализация, характеристики товаров и услуг, технологии, интересы. Чем объективнее излагается информация, ярче и конкретнее, тем легче найти заинтересованных бизнес-партнёров.
- Ключевым этапом в результативном проведении бизнес-миссии выступает поиск контрагента в выбранном регионе и заключение с ним договора на подготовительный период бизнес-миссии. Договор открывает перспективу для проведения PR-кампании, предусматривающей целевой подбор потенциальных партнёров, заблаговременное их оповещение об интересах, возможностях и потребностях участников бизнес-миссии.
Контрагентом предлагается на согласование план проведения бизнес-миссии, определяется дата и сроки, составляется бюджет, уточняются формат и темы проведения предстоящих переговоров с заинтересованными лицами, определяется трансфер, намечаются дополнительные мероприятия (экскурсии, посещение предприятий и организаций и другое).
Грамотный подбор делегатов для участия в бизнес-миссии также выступает залогом успеха в достижении поставленной цели. При этом учитывается уровень их компетенции, интеллектуальность, умение вести деловые переговоры, знание ментальности региона. У делегации должна быть твёрдая вера в силу собственных позиций и предлагаемых для региона выгод.
Потенциальные делегаты, участвующие в бизнес-миссии, должны иметь презентационные материалы, которые способны облегчить деловое общение. Презентация помогает донести до потенциальных партнёров преимущества компании, товаров и услуг.
Она демонстрирует все выгоды для сотрудничества. Информационные материалы могут включать печатную продукцию с наличием графиков, диаграмм и прочих графических изображений. Презентацией может служить видеоролик, заранее отснятый по специально разработанному сценарию. Он призван наиболее ёмко высветить выгоды сотрудничества и дать ответы на все ключевые вопросы потенциальных бизнес-партнёров.
Кроме того, участникам деловой бизнес-миссии желательно иметь образцы продвигаемой в регионе продукции, демонстрация которой наглядно показывает преимущества и подчёркивает выгоды для дальнейшего сотрудничества.
Показателем эффективности деловых контактов участников бизнес-миссии служит подписание соглашений о намерениях, достижение договорённостей о перспективах прямых поставок.
Это ещё не партнёрский договор о сотрудничестве, однако, подписанные намерения открывают прямую дорогу к продолжению деловых связей.
Эффективность деловой бизнес-миссии выражается целым набором средств стратегического планирования для ведения успешного бизнеса. Это завязывания долгосрочных связей, одинаково выгодных для всех участников деловых встреч.
Участие в деловых бизнес-миссиях, несомненно, даёт положительные результаты при любом их исходе — наличием подписанных соглашений, или, наоборот, их отсутствие.
Если не удалось подписать ни одного соглашения о намерениях в сотрудничестве, то это указывает на низкий уровень подготовки и проведения деловой бизнес-миссии или на неверно выбранную цель. Кроме того, это является толчком к пересмотру основных маркетинговых стратегий, внесение значительных корректировок в приоритетные направления деятельности.