Джону Колтрейну 23 сентября исполнилось бы 90 лет.
Гений джаза оставил очень большое наследство, его талант был многогранен и странен. Поэтому выбрать даже 10 альбомов юбиляра было очень нелегко. Да и слушать их непросто. Но надо. Ведь Джон Колтрейн — это не просто великий джазовый музыкант. Африканская православная Церковь в Калифорнии почитает Джона Колтрейна, как святого.
И как бы вы не относились в африканскому православию из Калифорнии — это настоящая духовная музыка, по силе своей сравнимая с произведениями Баха.
В списке альбомов сознательно не соблюдается хронология и ранжирование по местам. Слушайте музыку!
Blue Train
1957
Язык не повернется назвать этот альбом «ранним», но в зрелом творчестве Колтрейна условно выделяют три периода. Этот альбом — его вершина в стиле bop — апофеоз первого периода. Единственный полноценный альбом, записанный для Blue Note и первый раз — настоящая творческая свобода — возможность подобрать музыкантов и репертуар. В итоге, альбом получился эталонным для жанра, но опять же не очень «колтрейновским». Впрочем, для Джона Колтрейна исключения являются правилом. Прекрасная пластинка, чтобы начать своё знакомство с этим музыкантом.
Ballads
1962
Один из самых неколтрейновских альбомов. Тот же классический состав квартета Джона Колтрейна, который по сей день (!) считается эталонным музыкальным коллективом инструменталистов-импровизаторов, на этом альбоме просто неузнаваем. Очарование и мягкость, зализанный коммерческий звук — демонстрация того, что «лабаем всё» или компромисс Трейна со студией звукозаписи — версий о происхождении этой записи много. И она остается одной из лучших в огромном и шумном наследии Джона Колтрейна.
Bags and Trane
1959
Единственная совместная запись великого вибрафониста Милта Джексона, по прозвищу Bags и Джона Колтрейна, по прозвищу Trane. Ни до, ни после, эти музыканты вместе не играли. И очень жалеешь об этом, прослушав альбом, хочется, чтобы этого волшебства было больше.
Duke Ellington & John Coltrane
1963
Дюку было 63 года, а Джону — 36, когда записывали этот альбом. И если Эллингтон был настоящим герцогом джазового мира, властелином свинга, то Колтрейн только еще подбирался к своему революционному звучанию. Играют два гения не в биг-бенде, а в малом составе, играют вещи Дюка, звучащие вполне узнаваемо, но с той необыкновенной мощью и глубиной, которая может возникнуть только там, где пересекаются две великие параллельные линии — свинг и боп.
Monk with Coltrane
1957
Сессии для этого альбома — одни из лучших совместных записей двух самых великих музыкантов модернового джаза (Майлз-не-в-счет!). Конечно, в 1957 году Монк был гораздо «больше», чем Колтрейн, все вещи, исполненные на альбоме, написаны Монком, поэтому это больше его альбом, но имея идеальную ритм-секцию, оба гения выдают здесь несколько совершенно синергических номеров, где 1+1 гораздо больше чем два или три или пять. Ценителям рекомендуем концертный бутлег того же состава в Карнеги-холле, изданный уже в этом веке.
My Favourite Things
1961
Альбом был записан в 1960 году, когда за три дня Колтрейн наиграл материала сразу на четыре альбома. Они все являются классикой джаза, но этот прекрасен еще и тем, что Джон Колтрейн, в составе своего великого квартета, неожиданно берется за сопрано-саксофон, практически не использующийся в джазе… и снова происходит чудо.
A Love Supreme
1965
Это просто один из величайших альбомов в истории музыки. Великое произведение духовной культуры. Мощная сюита в четырех частях, посвященная Богу, Любви, Вере. Колтрейн, прошедший в молодости через алкоголизм и тяжелую наркоманию, сумел избавиться от своих пороков и считал, что все его творчество, да и вообще любое искусство — это духовная деятельность, почти религия. При этом свои духовные искания Трейн облекает в новую форму — альбом заложил основы фри-джаза — музыки слишком непростой и очень одухотворенной.
Giant Steps
1960
Абсолютная джазовая классика! Альбом записывался в 1959 году и Джону Колтрейну пришлось в течение трех недель параллельно записывать Giant Steps — свой первый альбом для компании Atlantic и Kind of Blue Майлса Дэвиса, в квартете которого Колтрейн тоже играл! Одновременно Колтрейн участвовал в записи двух великих и совершенно разных альбомов. И это не легенда. Он так жил все короткие сорок лет своей жизни. И очень сильно любил — на этом альбоме есть пронзительная баллада Naima — так звали жену Джона Колтрейна. Первую.
Meditations
1965
Продолжение духовных исканий, которые уводили Джона Колтрейна все дальше и дальше в пространства свободного джаза. Это поздний Колтрейн, которого особенно ценят левые интеллектуалы — за революционность. С первых звуков первой композиции, просто названной «Отец, Сын и Святой Дух», у слушателя действительно захватывает его несвятой дух и не отпускает до последних нот.
Expression
1967
Это последняя пластинка Колтрейна вышедшая при его жизни. То есть буквально — за один день до его смерти. Он умер от рака, совершенно неожиданно для всех. Никто не знал, что Колтрейн смертельно болен. И вот его последняя запись, альбом, который показывает новое направление развития его таланта. Направление, по которому он так и не успел пойти. Когда делались эти записи Колтрейн прекрасно знал, что сам он обречен и записи, скорее всего, последние. Прощание.