Афиша: ,

В поисках утраченного постоянства

18 июня 2017

Самарское театральное пространство постепенно осваивает драматургию Ивана Вырыпаева – одного из лидеров современного театрально-драматургического процесса и одного из, безусловно, самых сложных авторов русской новой драмы. Был «Валентинов день» в СамАрте, затем, спустя довольно долгое время, «Танец Дэли» в «Самарской площади». И вот теперь премьерой спектакля «Иллюзии» завершил свой 32-й сезон театр «Город».

Пьеса была написана для театра немецкого города Кемниц, где и была поставлена в 2011 году. Днем позже состоялась российская премьера в театре «Практика». В тексте жанр обозначен как комедия. В постановке самого Вырыпаева, если верить рецензиям, преобладает мелодрама. У Константина Грачкова заявлен спектакль-концерт.

Концертность оправдывается сценографией – белая «одежда» сцены, микрофоны на стойках, в глубине на высоком помосте два музыканта (Анастасия Власова и Александр Лисенков). На переднем плане стол, покрытый скатертью, с кувшином и стаканами. За столом четверо – две женщины (Галина Дмитриева и Татьяна Стенина) и двое мужчин (Евгений Колотилин и Борис Трейбич). Они одеты вполне буднично, и только общий для всех серый цвет напоминает, что это сценические костюмы. Ведут себя эти четверо до поры до времени тоже «не сценично»: тихонько переговариваются и что-то перекладывают на столе – собирают пазл. Зрители все полтора часа наблюдают за этим процессом благодаря изображению на белом заднике. В финале пазл собран и, мерцая, заполняет собой все пространство сцены. История завершилась.

Пересказать историю, впрочем, затруднительно. Это повествование о долгой, до глубокой старости, жизни двух супружеских пар, проживших в любви и согласии и в крепкой взаимной дружбе. Отдельные истории их жизни рассказаны подробно, с множеством деталей, с тщательно выстроенным очень литературным текстом. Нарочитая литературность напомнила мне тексты из Reader’s Digest: и детали, и пафос, и изрядная доля мелодраматизма, и установка на «простую человеческую историю» – все словно бы списано оттуда. Правда, изрядно приправлено вырыпаевской иронией, неожиданными поворотами повествования, когда наиболее драматические подробности жизни персонажей объявляются шуткой.

Ирония и в эпиграфе:

И если смелы вы, то в иллюзорном виде

Я покажу вам то, что слышал он и видел,

Что в жизни испытал. И перед вами тут

Воскреснет прошлое и существа пройдут,

Не отличимые от созданных из плоти.

Так Корнель в XVII веке описывал театр: актерская игра и захватывающая интрига создают иллюзию подлинной жизни, заставляя зрителей верить и сопереживать увиденному. Однако никакой театральной игры в привычном понимании мы не увидим. Нет здесь и никаких персонажей. Актеры по очереди рассказывают разные истории из жизни неких людей с условно английскими именами. Выходят к микрофону и сообщают: «Я хочу рассказать вам…» – всего 14 историй. Образцовый вариант «постдраматического театра» – такого, который строится не на сценическом действии, а на… в данном случае – на повествовании.

Впрочем, это и есть в некотором смысле иллюзия. По крайней мере, в этом спектакле. Потому что здесь есть музыка. Она сопровождает повествование, помогая актерам передать многообразие и многослойность смыслов, преодолеть монотонность монологов. Именно в музыке возникает драматизм, запрятанный в как будто бы банальных житейских историях, которые – одна за другой – проходят и завершаются. И оказывается, что самая большая иллюзия – это их кажущаяся банальность. Потому что каждый из этой четверки всю жизнь, даже не вполне осознавая это, решал для себя мучительные вопросы бытия, главным из которых и завершается пьеса: «Ведь должно же быть хоть какое-то постоянство в этом переменчивом космосе?»

И вот тут-то зрители увидели переливающийся, бликующий пазл, который был все-таки собран из разрозненных кусочков. Но его целостность – опять иллюзия. Пазл своей жизни каждый должен собрать самостоятельно. И это, наверное, единственное, что не меняется в этом переменчивом космосе.


 

Театр «Город»

Иван Вырыпаев

Иллюзии

Спектакль-концерт

Постановка – Константин Грачков

Сценография и свет – Константин Грачков, Татьяна Мельникова

Музыка – группа «Дайте Грэмми»


Татьяна ЖУРЧЕВА

Театральный критик, кандидат филологических наук, доцент Самарского университета, член СТД России, член Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 11 (119), 2017, Июнь

pNa

Оставьте комментарий